Да Хуан Чжэ Чун Вань, дахуан чжэчун вань (Da Huang Zhe Chong Wan, Dahuang Zhechong Wan). Вдыхая идеи Чжун Юань Цигун – это наука о жизни

Чжун Юань Цигун (можно перевести с китайского как "Срединный Цигун ") — один из видов цигун, относящийся к высшим уровням данного направления саморегуляции, духовного и физического развития человека.

Как и для других видов цигун для Чжун Юань Цигун краеугольным понятием является ци жизненная энергия , которая, согласно китайским философским представлениям, пронизывает человека и весь окружающий мир. Гармонизация протекания ци по телу, которую позволяют достичь занятия цигун, способствует укреплению физического и духовного здоровья , продлению активной жизни , развитию новых человеческих возможностей.

"Чжун Юань " — это название равнины в Китае, на территории которой зародился стиль Чжун Юань Цигун. В переводе с китайского "Чжун" означает "Центр ". В рамках Чжун Юань Цигун это трактуется как "срединный путь ", ориентация на "золотую середину ", что позволяет избежать излишних отклонений и перекосов, придерживаться сохранения чувства меры в энергетике, эмоциональном и физическом состоянии.

Чжун Юань Цигун вобрало в себя методики и практики практически всех распространённых в Китае цигунских школ . Обучение Чжун Юань Цигун делится на этапы , каждый из которых является своеобразной ступенью на тернистом пути от новичка до мастера.

Первой и второй этапы направлены на первичное овладение навыками чувствования и управления ци (включая энергетический обмен с окружающей средой), что способствует физическому оздоровлению организма. В ментальном плане наблюдается развитие творческих способностей , повышение ясности мышления . Кроме того, практикующий получает возможность контролировать свои эмоциональные состояния , становится более гармоничным, доброжелательным, оптимистичным . Перечисленные достижения не являются чем-то выдающимся — другие направления цигун дают сходные результаты, но это важная основа для дальнейшего роста мастерства в Чжун Юань Цигун. Занятия на начальных этапах не предъявляют особых требований к занимающимся — отсутствуют ограничения по возрасту, физической подготовке и т.п. Применяются техники так называемого "мягкого" или "тихого" цигун . Это безопасная общедоступная работа с ци.

Действительно удивительные способности открываются уже на третьем этапе овладения Чжун Юань Цигун. Мастера, достигшие этого уровня, практикуют ясновидение, дальновидение, телепатию и прочие практики, связанные с высоким уровнем чувствования , недоступным обычному человеку.

Четвёртая ступень искусства связана с обретением духовной связи со всеми живыми существами , населяющими нашу планету — от растений до животных. Это уровень высокого духовного развития.

Занятия на пятом уровне мастерства позволяют практикующему совершать астральные путешествия , общаться с иными мирами и измерениями . Здесь особенно важна наставническая роль учителя , так как только он может провести ученика через тернистый путь познания астрального мира.

Преимуществом Чжун Юань Цигун является её адаптация к возможностям современного человека. Каждый может начать практиковать эту систему: для этого не требуется соблюдения особых режимов питания, кардинальной корректировки ритма жизни или работы. Но непременным условием является наличие учителя , так как при самостоятельном обучении ученик не застрахован от ошибок , которые могут принести вред его физическому и душевному здоровью. Именно исходя из этого требования, в Чжун Юань Цигун особое внимание уделяется методическому подходу к процессу обучения: наличие комплексной гибкой пошаговой системы продвижения от ученика к мастеру.

Важным понятие в Чжун Юань Цигун является Юань шень . Упрощённо это можно трактовать как уровень духовного развития . Существуют три уровня Юань шень. Первый характерен для обычных людей , которые не занимаются какими-либо духовными практиками. После смерти их души, согласно кармическому закону, перерождаются в людях или животных. Эта цепочка перерождений бесконечна , так как в душе преобладает Инь. И только занятия духовными практиками , например, цигун, могут разорвать цепь перерождений, дав душе необходимый импульс для развития . Цель занятий Чжун Юань Цигун в данном контексте можно сформулировать как преобразование ци в иную субстанцию, называющуюся "бессмертным зародышем" . С физической точки зрения это означает изменение в организме на молекулярном уровне , когда он переходит на новую ступень своего энергетического существования.

Второй уровень Юань шень отличается тем, что хотя душа уже начала видоизменяться , но в ней до сих пор мало энергии Ян -Инь является преобладающим. В традиции Чжун Юань Цигун считается, что достигнув второго уровня Юань шень, практикующий обретает множественность , т.е. его душа может находиться сразу в нескольких местах одновременно.

Достижение третьего уровня Юань шень означает пребывание в энергетической наполненности : душа в полной мере обладает янской энергией . Мастер может совершать астральные путешествия в любую точку Космоса, и приобретает контроль над своей душой, что фактически означает бессмертие .

В настоящее время Чжун Юань Цигун активно увеличивает число своих посредников как в Китае, так и во многих других странах . Ключевые факторы роста популярности этого направления: открытость для всех, отлаженная система обучения, позволяющая быстро и эффективно овладеть практикой .






Что такое "цигун"?

Цигун - древнее китайское искусство саморегуляции, оздоровления и гармонии. По некоторым источникам эта система насчитывает более 7 тысяч лет. В цигун существует много направлений и школ: даосское, конфуцианское, буддийское, боевых искусств, медицинское и пр.

Понятие "цигун" состоит из двух иероглифов - "ци" и "гун". "Ци" - это энергия жизни, которая наполняет тело, перемещается в нем, принимает различные формы. "Гун" - это работа, умение управлять ци. Соответственно, "цигун" - это искусство использования энергии, владея которым можно лечить болезнь, стать сильным и неуязвимым в бою, замедлить процесс старения, продлить жизнь, развить творческие способности, укрепить дух и глубже познать мир.

История системы Чжун Юань цигун

Чжун Юань цигун, древнейшая из известных систем цигун, появилась более семи тысячелетий назад, еще во времена отдельных племен на территории Китая.

"Чжун Юань" - это название равнины в Китае, на территории которой зародился стиль Чжун Юань цигун. "Чжун" означает центр, середину, а "юань" - источник всего сущего.

Тысячи лет система относилась к "тайным знаниям" и была открыта миру лишь в наши дни, в семидесятые годы. В настоящее время она получила широкое распространение. Так во многих странах действуют оздоровительные и лечебные центры Чжун Юань цигун; выпускаются книги и видеоматериалы; проводятся лекции в медицинских учреждениях и университетских аудиториях; проходят ежегодные интенсивные тренинги, в том числе и при Международном учебном центре ушу, гунфу и цигун в Шаолине (Китай).

Чжун Юань цигун - наука о Жизни

Чжун Юань цигун относится к цигун высших уровней и является наиболее перспективным направлением развития человека. Это целостная система знаний и методов практики. Она включает в себя упражнения, медитации, различные способы дыхания, направленные на развитие человека, его оздоровление, лечение, расширение сознания, понимание своих жизненных задач и своей миссии.

В школе Чжун Юань цигун новичок проходит путь от освоения отдельных элементов до философского понимания целостной картины мира, в которую включен Человек, его прошлое и будущее, его глубинная тысячелетняя связь с природой. Это универсальная и уникальная по широте охвата оздоровительная и развивающая система, опирающаяся на естественные возможности человеческого организма. Чжун Юань цигун является наукой о Жизни в самом широком смысле.


Мастер Сюи Минтан - продолжатель линии передачи школы Чжун Юань цигун. Официальной обязанностью семьи Сюи в течение многих поколений была духовная защита монастыря Шаолинь. Родственники Сюи Минтана были уважаемыми мастерами искусства цигун. До наших дней в монастыре Шаолинь находится храм его предка.

С детства Сюи Минтан учился у своего отца - искусству цигун, китайской медицине и воинскому искусству. Позднее, проходил обучение цигун у других Учителей. В настоящее время Сюи Минтан - известный и авторитетный Гранд-Мастер цигун. Он продолжает изучать возможности Чжун Юань цигун. С 1991 года он проводит обучение по этой системе в России и по всему миру.

Уровни практики Чжун Юань цигун

Полное овладение практикой подразумевает четыре ступени.

На первой ступени изучаются базовые упражнения школы Чжун Юань цигун. Это - фундамент дальнейшей практики. Упражнения ориентированы на оздоровление организма в целом, решают проблемы недостатка энергии, низкого жизненного тонуса.

Вторая ступень позволяет привести в норму эмоциональное состояние, освоить состояние тишины, глубокого расслабления на всех уровнях нашего тела. Это направлено не только на оздоровление организма, но и закладывает основы для серьезного развития.

Третья ступень знакомит с особым состоянием глубокого успокоения - паузой. Это состояние развивает сознание, интуицию. Ступень раскрывает у практикующих творческий потенциал за счет правильного энергообмена, ведь именно тогда высвобождается созидающая сила. Неожиданно раскрываются таланты и способности: многие начинают писать стихи, рисовать, заниматься дизайном и шитьем платьев... Так тело становится проводником чистого творческого начала.

Четвертая ступень развивает способности к восприятию и дает возможность принимать знания напрямую, непосредственно из природы, растительного и животного мира. Задача четвертой ступени - обрести мудрость и получить глубокое понимание сути своей жизни, жизненных ситуаций и всей Вселенной.

Кто может заниматься Чжунь Юань цигун?

Система Чжун Юань цигун доступна для людей любого возраста, профессии и состояния здоровья; при этом не требуется изменения образа жизни, режима дня или питания. Система не связана с идеологией, религией или политикой. Занятия не требуют дорогостоящего оборудования или специально оборудованного места.

Цигун не накладывает ограничений, наоборот, он расширяет возможности. Овладев основами Чжун Юань цигун, практикующий может заниматься им самостоятельно где угодно и когда угодно.

Зачем заниматься Чжун Юань цигун и что даёт практика?

  • Для человека, который стремится к здоровью, занятия практикой — путь к пробуждению целительных сил своего организма;
  • Для социально-активного человека цигун — источник жизненной силы и способ поддерживать себя в гармонии и в единстве с окружающем миром;
  • Для ищущего человека цигун — это инструмент самопознания, понимания и причинно- следственных связей, происходящих явлений, а также взаимоотношений между отдельными людьми.

Чжун Юань цигун - это такая практика, которая позволяет нам познать глубже Жизнь с помощью развития наших собственных чувств, нашего внутреннего мира. И не только понять, но еще и изменить: изменить больное состояние на здоровое, грусть на радость… Занятия цигун позволяют удовлетворить потребности нашей души, нашего духа, получить ответы на вопросы, связанные с Жизнью и Смертью.

Регулярная практика позволяет увеличить жизненную энергию, повысить иммунитет, продлить активную жизнь и молодость, проявить скрытые резервы организма, приобрести особые способности и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Цигун - это не цель! Цель - это жить просто и счастливо. Практика Чжун Юань цигун поможет улучшить качество жизни.

СОСТАВ
Бай Шао Яо (Бай Шао) Пиона корень белый Bai Shao Yao (Bai Shao)
Шэн Ди Хуан (Шэн Ди) Ремании корень Sheng Di Huang (Shen Di)
Да Хуан Ревеня корень и корневище Da Huang
Гань Цао Солодки корень Gan Cao
Хуан Цинь Шлемника корень Huang Qin
Син Жэнь Абрикоса семя горькое Xing Ren
Тао Жэнь Персика семя Tao Ren
Ту Бе Чун (Чжэ Чун) Таракан китайский (Земляная черепашка) Tu Bie Chong (Zhe Chong)
Гань Ци Токсикодендрона смола (Лак китайский) Gan Qi
Ци Цао Хруща личинка Qi Cao
Шуй Чжи Пиявка Shui Zhi
Мэн Чун (Ню Мэн) Слепень Meng Chong (Niu meng)
ПАТТЕРНЫ
Застой Крови
СИМПТОМЫ
Исхудание (истощение), Ощущение полноты в животе, Отсутствие аппетита, Сухая кожа, Темные круги под глазами, Аменорея, Волнообразная лихорадка, Запор
ЗАБОЛЕВАНИЯ
Гепатит, Цирроз печени, Рак печени, Туберкулез перитонеальный (брюшины), Миома матки, Лейкемия, Диабет сахарный, Псориаз, Пурпура тромбоцитопеническая, Рак легкого, Травма, Аменорея
ОПИСАНИЕ ПРЕПАРАТА
Фармакологические свойства и показания к применению
Действие с точки зрения ТКМ. Устраняет Застой Крови. Улучшает проводимость Каналов. Питает Инь и чистит застойный Жар. Способствует образованию новой Крови для улучшения питания органов и тканей. Используется, когда на фоне длительных истощающих заболеваний и переутомлений, меридианы перестают получать достаточное количество Ци и Крови, что приводит к Застою Крови. Вследствие длительного Застоя Крови рождается Жар и возникает Сухость Крови, которые ранят Инь и Кровь, нарушается питание мышц, кожи, костей, нарушается рождение новой Крови, наступает пустота Цзин Ци.

  • Симптомы. Похудание, увядший цвет лица, темные круги вокруг глаз, плохой аппетит, дряблость мышц, сухая кожа, вздутие, уплотнения и боли внизу живота, сильные прокалывающие, строго фиксированные боли в теле, усиливающиеся при нажатии, запор. Язык красно-синюшный или с синюшными пятнами.
  • Фармакологическое действие. Противовоспалительное. Улучшает кровообращение, стимулирует рассасывание соединительной ткани и препятствует росту патологических образований.
  • Клинические показания. Тяжелые длительные переутомления, хронический гепатит, цирроз печени, гепатоспленомегалия, сосудистая головная боль на фоне гипертонии, последствия сотрясения мозга, церебральный тромбоз, инфаркт мозга, облитерирующий эндартериит, невралгия седалищного нерва, пояснично-крестцовый радикулит, гломерулонефрит, ревматоидный артрит, посттравматичекие боли, спайки кишечника, купероз на щеках и на носу, осложнения варикозной болезни, аменорея, альгодисменоррея, внематочная беременность, опухоли матки, кисты яичников, бесплодие, рак шейки матки, пельвеоперитонит, состояние после операций и ранений области малого таза.

Форма выпуска
10 медовых пилюль по 3 г в пластмассовых контейнерах в упаковке.

Способ применения и дозировка
Принимать внутрь по ½-1 пилюле 1-2 раза в день за 30 минут до или через 1 час после еды, запивая теплой кипяченой водой, либо по назначению врача. Перед употреблением извлечь пилюлю из контейнера.

Меры предосторожности и особые указания
Не следует принимать при отсутствии менструаций из-за Пустоты Крови.

Противопоказания
Беременность.

Применение

Принимать внутрь по ½-1 пилюле 1-2 раза в день за 30 минут до или через 1 час после еды, запивая теплой кипяченой водой, либо по назначению врача. Перед употреблением извлечь пилюлю из контейнера.

Об этом опытном практике до сих пор ходит много слухов и легенд, находятся и те, кому китайский потомственный медик совсем не по нраву.

Но стоит отметить, что Мастер цигун Сюи Минтан – один из самых ярких практиков восточной медицины, потому оставлять его без внимания было бы невежественным. В 1991 году Мастер переехал в Россию, чтобы продолжать заниматься цигуном и преподавать Чжун Юань, а после объехал и весь земной шар.

Сию Минтан: цигун нового уровня или мошенник

Сразу хотелось бы отметить, что недоброжелателей Мастер цигун Сюй Минтан имеет в основном по ряду причин:

  • Люди вообще плохо представляют себе китайскую медицину и не знают ничего о ее основополагающих понятиях;
  • Люди с трудом осознают то значение, которое имеет практика цигун (для многих несведущих это – просто пассивная гимнастика»;
  • Некоторые практики просто завидуют успеху и известности Минтана, так как их собственная система не приносит такого итога.

По сути своей, критиковать труды Сюи Минтана – это значит критиковать всю китайскую традиционную медицину в целом, ведь Мастер свято блюдет и хранит все ее традиции, сам является выходцем из семьи китайского врача.

Для неопытного практика Чжун Юань – цигун непосильный, ведь он требует уже определенных знаний, умений, имеющегося за плечами опыта длительных тренировок. Многие приверженцы и последователи учений Минтана приходят к нему уже сознательно, желая нового уровня практики.

Чтобы помочь неопытным людям проникнуть в тайны китайской медицины, Сюи Минтан специально создал и выпустил три последовательных пособия.

Это три книги-учения, словно ступени, которые помогут взобраться на самую вершину восточной мудрости и постичь все возможности самоисцеления.

В сети можно встретить негативные отклики о внешности Мастера – якобы он для своих теперешних 53-х лет выглядит не слишком хорошо. Безусловно, подобная критика – явление крайне странное, особенно если учесть, что сами труды Минтана разлетаются, словно горячие пирожки. И никто из ознакомившихся и освоивших пособия Сюи Минтана не откликается о практике негативно, что уже говорит об очень многом.

Для необоснованно критикующих внешний вид Мастера комментаторов последователи его учений приготовили резонный ответ:

«Как всем нам известно, при рождении каждому человеку отмеряется заряд энергии Ци. Чем быстрее расходуется этот запас – тем быстрее старится человек. Практики целительства и духовного пастырства предполагают колоссальные затраты энергии. А вы хорошо знаете, что Мастер Сюи Минтан начал помогать людям и врачевать уже в возрасте четырнадцати лет. Если бы он просто развивал свои способности и занимался цигуном, как делаем все мы, то это бы нисколько не отразилось на его физической оболочке. Но Минтан и по сей день продолжает практиковать врачебную китайскую медицину, отдавая колоссальные запасы своей живой энергии ».

На самом деле, это – чистейшая правда. Целители редко умудряются сохранить красоту, стройность и привлекательность физической оболочки, работая на своеобразной «отдаче». Прекрасно выглядят всегда лишь те, кто питается энергией, получая ее и ничего не отдавая взамен.

К тому же, нет ни единой резонной причины сомневаться в искренности самого Мастера и в эффективности его учений – Сюи Минтан потомок чистокровных китайских врачей, которые пользуются до сих пор большим уважением на своей Родине. Печатные издания и пособия Мастера очень просты для понимания, они даже не стоят больших денег, а семинары и лекции – дело сугубо добровольное.

Прежде всего, китаец Сюи Минтан сделал свою классическую практику цигуна Чжун Юань доступной для больших масс людей, которые имеют о традиционной медицине Востока лишь косвенные знания.

Цигун Минтан преподносит, как возможность иметь здоровое тело и крепкий организм, как доступное решение любой проблемы и физической болезни. Примечательно, что в Китае труды Мнтана уважают даже современные медики, ведь цигун – это культурная традиция страны, это священный обряд и духовная практика, которой занимаются до сих пор и по всему миру.

Минтан — Мастер цигун: биография

Родился китайский Мастер в провинции Хенань, его отец по тем времена уже был известным врачом, приверженцем китайской народной медицины. Его семья несла важную миссию – многие века она являлась хранителем древнего храма Шаолинь.

С ранних лет Сюи Минтан осваивал принципы восточной медицины, практиковал цигун и боевые искусства. Уже в четырнадцать лет Минтан начал принимать своих первый пациентов, а в пятнадцать – поступил в колледж. Спустя год начинающий Мастер поступил в одно из самых лучших высших учебных заведений Китая — в Университет Транспорта и Связи.

По окончании учебы в Пекине, Минтан вернулся в родные края – в повинцию Хенань. На протяжении нескольких лет он обучался у своего Учителя в самых известных и таинственных местах страны.

В 1988 году Минтан основывает ассоциацию классического направления Чжун Юань – цигуна, который считается одним из самых древнейших и почетнейших. Мастер продолжает совершенствовать свои навыки, пишет и выпускает книги.

Так свет увидели его самые популярные печатные пособия:

  • «Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. 1 ступень»,
  • «Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. 2 ступень»,
  • «Чжун Юань цигун. Книга для чтения и практики. 3 ступень», и еще несколько менее известных произведений.

В 1998 году Мастер Сюи Минтан основывает Институт Исследований Восточной Медицины, располагающийся на территории Украины. Помимо этого, Мастер продолжает сотрудничать с Мировым Академическим Сообществом исследований Медицинского цигуна.

Цигун Сью Минтан – это дань традиционным и проверенным веками практикам китайской медицины. Являясь живым воплощением самого известного цигуна — Чжун Юань, Минтан продолжает развивать свои навыки и открыто делится ими со всем миром, устраивая семинары.

Так, только в этом году Мастер успел дать десятидневный семинар в Словакии, зачитал лекцию в Новосибирске, провел свои семинары в Краснодаре, в Юрмале и в Челябинской области.

5 ноября 2013 года в свет выходит новая книга Сюи Минтана – «Имидж медицина», наделавшая в мире практикующих и приверженцев цигун много шума. Оказывается, Мастер утверждает, что наши мыслеобразы – это тайные рычаги, благодаря которым можно лепить свою жизнь так, как только вздумается!

Высший цигун: Сюи Минтан, видео с Мастером

Подборка роликов ниже познакомит вас с Мастером, вы сможете прослушать его лекцию, а также ознакомитесь с упражнениями, имеющими место в первой ступени Чжун Юань цигуна.

Видео-урок цигун от китайского Учителя Сюи Минтана

Как вы могли наглядно убедиться, цигун Сюи Минтан – это ненасильственная и доброжелательная даже к начинающему практику система, которая базируется на древних учениях даосских монахов и китайских врачей.

Если цигун для вас – явление новое, то сначала изучите материалы о нем и историю происхождения, чтобы иметь представление о том, чем вам предстоит заниматься.

Не лишним также будет и провести сперва несколько месяцев, выполняя базовые упражнения из практики. Если же вы твердо намерились следовать учениям Сюи Минтана, то действуйте последовательно – начинайте с пособия первого уровня, затем только переходите ко второму, а после – к третьему.

Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу. Однако в них оно называется чжан чжуан и переводится как столб (иногда – высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно, подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, его различные формы практикуют на четырех ступенях. Здесь оно означает БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. (Если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой позе, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун . Сравните сами: под высоким пнем или столбом подразумевается нечто неподвижное и неживое, а в большом дереве заключены мощь и дыхание жизни.).

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж.

Мы говорили, что система Чжун Юань цигун может продлить жизнь. Но для того, чтобы жить дольше, необходимо быть здоровым. А что означает выражение «Жить дольше»? Я бы задал другой вопрос: «Как долго вы сможете жить?» Если просто говорить, что мы должны жить дольше, то это будет не совсем точно. Определяющими являются другие факторы. Например, сейчас вам 50 лет, а после практики цигун вы ощущаете себя двадцатилетним. С этой точки зрения можно сказать, что вы стали моложе. А если вам 20 лет, а выглядите вы на 50, то в этом случае нельзя говорить, что вам действительно 20 лет. Мы можем судить о возрасте человека не по количеству прожитых лет, а с точки зрения запаса жизненной энергии. Иногда реальный возраст мы можем даже не знать, а говорить о количестве жизненной энергии. Что подразумевается под этим с научной точки зрения?

Сейчас ученые всего мира пришли к выводу о том, что длительность жизни можно определять по наличию половой потенции. Именно это, а не возраст и внешний вид говорит о том, стар человек или нет. До 12 лет у большинства людей эти функции отсутствуют, потом они появляются и где-то в 50 лет начинают угасать. Тогда говорят, что этот человек уже немолод. Но практикуя цигун, можно и в 80 лет чувствовать себя молодым… В реальной жизни все происходит не так. У очень многих людей, которым чуть более тридцати, половые функции ослаблены. А при практике цигун они начинают быстро восстанавливаться.

И все-таки, как продлить жизнь? Вы знаете, что в нашем мире очень многие растения и животные живут намного дольше нас. Самые большие долгожители – это деревья. Никто не удивляется, если дереву 200, 300, 400 лет. А если 1000 лет, 2000 лет? Поэтому, если мы хотим жить дольше, то должны этому учиться у деревьев. Почему деревья живут дольше нас? Давайте проанализируем.

Мы страдаем от эмоций, вечно куда-то спешим, нервничаем. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы… Совсем иное дело – растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств и желаний. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется ветром, купается в солнечных лучах днем, а ночами принимает свет звезд и луны. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они перемещаются по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву? Если человек также будет принимать инь из Земли и ян из Космоса, то сможет ли это продлить его жизнь? Так ли это на самом деле, можно узнать только в результате практики. В соответствии с экспериментами, проходившими на протяжении тысяч лет, эмпирическим путем было установлено, что этот метод (имитация позы дерева) действительно может продлить жизнь. Очень скоро мы начинаем чувствовать увеличение нашей жизненной энергии. Поэтому с точки зрения здоровья практика Большого дерева удлиняет жизнь.

А с точки зрения цигун это упражнение позволяет объединиться со всем Космосом. Мы соединяем воедино Небеса, Человека и Землю – три внешних юань объединяются в один. Сначала мы представляем себя большим деревом, позже это понятие исчезает и остается Большой человек, объединивший все это в себе. Конечно же, не сразу, а после практики всех трех ступеней.

На первой ступени Чжун Юань цигун Большое дерево выполняется следующим образом:

Описание упражнения

1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая, для чего таз немного подается вперед.

(Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры - хвост, как у кенгуру.) Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку. Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему нёбу, глаза прикрыты.

2. Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева, и, подобно корням дерева, впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию инь.

3. Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, к солнечному свету, к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.

4. Приподнимите руки так, чтобы ладони находились на уровне пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячи. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и пупком упругий шар.

5. Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

6. Модификация п. 5. Представьте и почувствуйте, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, выходит за пределы вашего тела, и вы оказываетесь внутри него. Почувствуйте себя внутри этого шара, почувствуйте ощущения от звуков музыки, когда вы и шар огромны, как Космос. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы – внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз. Минимальная длительность выполнения Большого дерева – 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.

7. Заканчивая упражнение, следует сконцентрировать ци в нижнем даньтяне. Сложите руки на этом участке (женщины – правую руку на пупок, левую сверху; мужчины – наоборот). При этом центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтяне в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр Ся даньтянь. Затем медленно откройте глаза.

ВНИМАНИЕ: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла – Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь. Позже такая слюна не проглатывается, а преобразуется в пену, фактически трансформируется в гун.

Заключительные упражнения

1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) - легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) - с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.

3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок - до появления ощущения «горения ушей».

6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к Ся даньтянь).

8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо

9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночника.

10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

Пояснения к заключительным упражнениям

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная – равновесия нет.

2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщи ны на лбу и вокруг глаз. При регулярном выполнении этого упражнения кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.

В древности это было одним из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов… При этом не возникают никакие побочные эффекты. Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов. Но при использовании косметических средств иногда наблюдается побочный эффект так как у разных людей различная чувствительность кожи. Кроме того, возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при дли тельном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность стареет, выглядит несвежей и требует постоянного ее применения. Это связано с тем, что регулярное привнесение в кожу различных материалов извне снижает или вовсе прекращает функцию выработки необходимых веществ самой кожей.

Можно обойтись без каких бы то ни было косметических средств, если в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.

3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают). Кроме того, улучшается питание мозга.

4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.

5. На ушных раковинах расположено множество БАТ, связанных со всеми внутренними органами тела (Приложение I, рис. 15, 16). Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.

6. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.

ЗАПОМНИТЕ: Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания ОБЯЗАТЕЛЬНО проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме. В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущение жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.

Сопутствующие феномены

На первых этапах выполнения упражнений различают 8 ощущений, которые относятся к разряду нормальных, – ТЕПЛО (бывает очень горячо, до боли), ХОЛОД (иногда такой сильный, будто кровь «стынет в жилах», а иногда длительный озноб), ОНЕМЕНИЕ, МУРАШКИ (как будто по отдельным участкам тела с разной скоростью бегают или ползают насекомые, причем еще и разного размера), ЗУД (бывает настолько нестерпимым, что хочется буквально разодрать кожу), ЛЕГКОСТЬ (или ощущение полной потери веса, а иногда и тела), РАСПИРАНИЕ, ТЯЖЕСТЬ (как будто на ноги, руки, плечи повесили гири или будто ноги вросли в землю и их невозможно оторвать), СКОЛЬЗКОСТЬ (впечатление такое, будто кожа скользкая, как лед, или намазана жиром), ШЕРШАВОСТЬ .

Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального. Помимо этого встречаются феномены и ощущения, связанные с определенными заболеваниями или просто изменениями в физическом теле и эволюционированием практикующего, например, вибрации в теле, боль, появление звуков, света или вспышек. Рассмотрим вкратце наиболее распространенные.

Само упражнение Большое дерево лучше выполнять утром. Оно способствует приему и накоплению энергии из окружающей среды, повышает работоспособность в течение дня. После выполнения этого упражнения вечером у многих возникает избыток энергии, и бывает трудно уснуть. Но выбор времени практики индивидуален и зависит от ваших возможностей. Жестких рекомендаций для I ступени нет.

Нормальные феномены

1. ХОЛОД или ТЕПЛО практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.

Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного ЖАРА что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потовыделение.

На определенных этапах практики у некоторых возникают ощущения разной температуры правой и левой ладони или правой и левой половины тела. Это связано с тем, что одна половина у нас больше янская, а вторая – иньская. Существуют методики практики, которые позволяют усилить и закрепить такой эффект. В древние времена они использовались в боевых системах. Одной рукой можно было обжечь противника, как огнем, другой – сковать холодом.

Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме. Иногда после выполнения Большого дерева возникает ощущение столь резкого холода, что кажется, будто кровь стынет в жилах. Пугаться такого состояния не надо, не надо пытаться прервать его искусственно массажем, горячей ванной, горячим питьем или «горячительными» напитками. Это значит, что в теле продолжают происходить изменения несмотря на прекращение выполнения упражнений. Надо продолжать практику или просто перетерпеть такое состояние. И после этого вы подниметесь на следующую ступеньку в развитии своего организма.

2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу МУРАШЕК или ЗУДА . Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым. Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.

Иногда ощущения мурашек сопровождаются вибрацией этих зон но не постоянных, а как бы накатывающихся волнами. Такие ощущения скорее интересны, чем дискомфортны, но иногда они могут граничить с болевыми, что говорит об очень интенсивном открытии точек. После этого кажется, что тело стало пористым и продувается насквозь. В таком случае, пока вы не сроднитесь с этими ощущениями, лучше воздержаться от контрастного душа и купания в холодной воде.

3. ЛЕГКОСТЬ, НЕВЕСОМОСТЬ тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» – вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия СОСТОЯНИЯ ЦИГУН. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.

4. Ощущение ТЯЖЕСТИ возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци. Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги… Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.

5. Ощущение ВИБРАЦИИ часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».

6. ЗАКЛАДЫВАНИЕ УШЕЙ, ГУЛ , как в самолете при измене нии высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.

7. ВСПЫШКИ СВЕТА перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает Достаточное количество ци.

8. ВИДЕНИЯ : образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины миров, голоса, советы и т. д.

На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были. Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания. Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели. Это можно сравнить с трассой, по которой вы едете в машине и которую нужно преодолеть за определенное время. За окнами мелькают различные пейзажи. Вы можете ими любоваться, откладывать их куда-то в память, но при этом следить за основной дорогой и помнить о конечной цели своего путешествия. Если вы будете останавливаться на каждом новом участке или выходить, чтобы осмотреть окрестности, то может так статься, что вы застрянете в самом начале Пути, не подозревая о том, что все это лишь начало, Преддверие, а далее иные пейзажи, иное восприятие… Вы рискуете заблудиться, безнадежно опоздать или вовсе не доехать до места. Вашей жизни может не хватить на то, чтобы достичь цели путешествия.

ПОМНИТЕ: Видения - это всего лишь иллюзии. Не обращайте на них внимания. Не потакайте своим слабостям и желаниям соприкоснуться с необычным. Оно придет само, естественным образом и станет Вашей обыденностью.

9. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:

а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;

б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны. Остановимся на этом подробнее.

Феномены, связанные с болезнями практикующего

1. Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови. Такое состояние каналов можно сравнить с руслом пересохшей реки, когда только в наиболее глубоких местах еще осталась влага.

Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль. В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».

Боль может быть различной интенсивности и длительности:

а) бывает так, что острая боль возникает во время занятий в зале или дома и быстро проходит, не возобновляясь в будущем. Это говорит о том, что человек получил достаточно ци, чтобы сразу, как бы рывком, «пробить» труднопроходимый участок канала. Тогда болезнь начинает отступать;

б) бывает, что возникающая боль похожа на обычное обострение болезни и длится долго, иногда несколько дней или недель. Но стоит прекратить практику цигун – и боль уходит. Так бывает при длительных хронических заболеваниях. Иногда при этом начинает болеть все… Это значит, что у вас слишком много нарушений в организме и он наверняка перенасыщен лекарствами. А накопление ци идет медленно. Тогда требуется время на то, чтобы победить болезни и вывести из организма всю «грязь» (лекарства, шлаки, соли).

Поэтому ни в коем случае нельзя прекращать практику. Надо Дать возможность ци довести процесс лечения до конца. Ведь при любом лечении болезнь часто обостряется, а потом наступает выздоровление. Так и здесь. Но в данном случае, в отличие от обычных методов лечения, во-первых, нет побочных эффектов (как от лекарств), а во-вторых, вы лечитесь своей собственной ци, которой надо только помочь накопиться в достаточном количестве в вас самих. Поэтому она не может причинить вам вред. Ведь вас лечит не что-то внешнее, а вы сами себя лечите. И не кто-то воздействует на вас, а ваша собственная ци автоматически поступает туда, куда ей нужно поступить, и выполняет ту работу, которую нужно выполнить Так постарайтесь не мешать ей, если, конечно, вы хотите стать здоровым;

в) бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока… не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.

ПОМНИТЕ: Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт.

Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов – не обязательно к моменту занятий. Это могло быть 5, 10… 50 лет назад, в раннем детстве. А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима – продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь, а если боль очень сильная – обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма, так как неявно выраженные нарушения могут развиться в будущем в очень серьезную болезнь.

Итак, если у вас были операции, переломы, ушибы, травмы, хронические воспаления внутренних органов или суставов, радикулиты, артриты, синуситы и пр., то болевые ощущения неизбежны при правильном выполнении упражнений. Иногда в этих зонах вместо боли возникают ощущения ярко выраженного дискомфорта.

2. Обморочное состояние. Если практикующий недавно перенес тяжелую операцию и недостаточно оправился, если он просто физически слаб, немощен, если у него заболевания сердца или резкие нарушения кровяного давления, если у него нарушения в шейном отделе позвоночника, то при выполнении третьего подготовительного упражнения и Большого дерева возможна кратковременная потеря сознания. Причина – интенсивное поступление ци в ослабленный организм, особенно в мозг. Это не опасно. Как правило, через несколько минут человек приходит в себя самостоятельно. Иногда потеря сознания переходит в обычный сон. Нажатие пальцем на точку Женьчжун под носом на верхней губе приводит человека в чувство. Тем, кто чувствует себя достаточно слабым, и тем, кто находится на грани потери сознания, при умывании лица необходимо пальцами потирать область носа (это лечит и заболевания носа). Затем массировать большими пальцами виски и зону у волосяного покрова. Если болит голова и возникает полуобморочное состояние, то следует массировать точки Женьчжун и Хэгу у основания большого пальца на тыльной стороне кисти между первой и второй пястными костями, ближе к лучевому краю, вращением пальцев (8 раз в одну сторону и 8 раз в обратную). Если человеку становится плохо, необходимо выполнять нажатие на вышеуказанные точки и небольшое похлопывание. После этого можно продолжать практику. Все равно необходимо продолжать практиковать. В дальнейшем такие обморочные состояния не возобновляются, и практикующий начинает чувствовать себя окрепшим, бодрым, более работоспособным…

3. Интенсивные вибрации всего тела. Так случается, если практикующий не умеет хорошо расслабляться, перенес нервные стрессы, от которых полностью не оправился, или имеет ряд нарушений нервной системы и эмоционального состояния. Это вызывает многочисленные «зажимы» нервов, мышц, энергетических каналов на разных участках тела. Ци, поступающая в организм во время Большого дерева, начинает «пробивать» эти блоки и искать «обходные пути». Такое состояние надо отслеживать и стараться максимально расслабиться, чтобы помогать энергии выполнять работу по нормализации состояния организма. Если вибрации становятся чрезмерными и неконтролируемыми, то следует интенсивно нажать на точки Хэгу, а затем сложить руки на Ся даньтянь.

4. Сильная тошнота и позывы на рвоту в процессе выполнения Большого дерева возникают при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, в частности гастритах и язвенной болезни. При практике в домашних условиях не надо себя сдерживать, а после освобождения желудка следует продолжить упражнение. При регулярной практике состояние улучшается, и начинается выздоровление.

5. Интенсивные движения, сильное раскачивание:

а) если у практикующего не уравновешены инь и ян, то расслабив и «отпустив» тело, он слегка раскачивается. Это длится обычно первые 2-3 занятия или некоторое время в начале каждого занятия (в зависимости от величины дисбаланса). Потом тело успокаивается, и практикующий стоит неподвижно;

б) если нарушена проходимость ци на каких-либо участках энергетических каналов, тело перемещается автоматически во время попыток ци пройти эти зоны;

в) интенсивное движение или раскачивание туловища возникает при проблемах с позвоночником, нарушении состояния нервной системы, родовых травмах, ДЦП, заиканиях, некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии, а также при многочисленных хронических болезнях или травмах, приведших к спазмированию энергетических каналов. В этом случае (при интенсивных движениях) следует практиковать с открытыми глазами и не более 30 мин.

6. Громкие звуки (плач, слезы, смех, пение, крики) во время Большого дерева возникают при определенных заболеваниях сердца и легких.

Тогда:

а) при правильной практике в состоянии цигун с этими звуками уходит из тела больная ци, а на ее место поступает извне хорошая. Но не следует при имеющихся заболеваниях специально плакать, смеяться или кричать. Этому можно позволить быть лишь в том случае, если все происходит естественным образом, автоматически, в СОСТОЯНИИ ЦИГУН;

б) если вы достаточно сенситивны, чтобы почувствовать соответствующую болезнь находящегося рядом человека, то этим тоже может быть вызвана ваша реакция. Тогда, например, после вашего плача его состояние начнет улучшаться. Все это – проявление лечебного эффекта.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал