Решение задач огэ в среде кумир. Подготовка к огэ по информатике Задание 20.1 огэ информатика

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 20.2 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В данной статье приведен универсальный алгоритм решения задач 20.2 ОГЭ по информатике. В статье приведен универсальный шаблон решения задачи. Показано как пользоваться данным шаблоном для решения задач с, казалось бы, разными условиями.

Вспомним задачи, которую мы еже решали:

Выше приведена задача и «скрин» ее решения.

Рассмотрим еще один пример:

«Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – максимальное число, кратное 5».

Решение задачи:

Program Z _20_2;

var N,i,a,max: integer;

begin

max:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 5 = 0 then

if a>max then max:=a;

end;

writeln(" ответ :",max);

end.

Объяснение решения:

Program Z _20_2; {Заголовок программы}

var N , i , a , max : integer ; {Описание переменных. Переменная N -количество чисел последовательности, i – счетчик цикла, a –число последовательности, max – для хранения максимума}

begin {начало раздела операторов}

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N); {вводим N }

max :=0; {обнуляем максимум, так как числа натуральные}

For i:=1 to N do { начало чикла }

Begin {начало составного оператора}

write ("Введите число:"); readln ( a );{вводим a }

if a mod 5 = 0 then {если число кратно пяти то}

if a > max then max := a ; {если число больше максимума, обновляем максимум}

end ; {конец составного оператора}

writeln ("ответ:", max ); {выводим ответ}

end. {конец программы}

Какие еще варианты задач могут встретиться? Возьмем, к примеру, реальные кимы ГИА по информатике 2015 г. Все задачи можно свести к следующим типам, найти:

    максимальное число кратное 5;

    сумму чисел кратных 6;

    количество чисел кратных 4;

    минимальное число кратное 3;

    сумму чисел кратных 3;

    количество чисел кратных 6;

    сумму чисел оканчивающих на 4;

    количество чисел оканчивающих на 3;

    максимальное число оканчивающееся на 3;

    минимальное число оканчивающееся на 6;

    сумму чисел оканчивающихся на 3;

    количество чисел оканчивающихся на 6;

    и т.п.

Как из этих элементов в кимах ГИА по информатике составлялась задача, пример смотрите ниже:

«Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел . Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, оканчивающихся на 4». (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Можно ли составить универсальные алгоритм, чтобы вне зависимости от того какая задача типа 20.2 попадется на ГИА по информатике 2014 вы могли ее решить? Можно, и ниже мы покажем этот алгоритм.

Немного теории.

Разберем оператор языка Паскаль – mod .

mod остаток от деления.

Например:

5 mod 2 – вернет остаток от деления 5 на 2 и равняется это 1.

4 mod 2 – вернет 0.

6 mod 2 – вернет это 0.

7 mod 2 – вернет 1.

8 mod 2 – вернет 0.

15 mod 10 – вернет остаток от деления 15 на 10 и равняется это 5.

19 mod 6 – вернет остаток от деления 19 на 6 и равняется это 1.

Ниже, приведено пояснение этих примеров. Обычное деление столбиком.

Какие выводы мы можем из этого сделать, как эти пользоваться:

    Вводиться переменная A , определить кратно ли она 5: A mod 5 = 0

    A mod 6 =0 – кратно ли шести, т.е. если остаток от деления A на 6 равен нулю, то кратно.

    Вводиться переменная A, определить оканчивается ли оно на 4: A mod 10 = 4.

Например, значения переменной A=125, тогда 125 делим на 10 получим 12,5. Видим, что остаток от деления равен 5.

Другой пример. Допустим A=224, разделим 224 на 10 получим 22,4. Видим, что остаток от деления равен 4. Т.е. 224 mod 10 – равняется 4.

Делаем вывод: проверить оканчивается введенная переменная на 4 можно

формулой: A mod 10=4.

Если понадобиться проверить оканчивается переменная на 6, то запишем: A mod 10 =6.

Теперь вы знаете, как использовать оператор mod , но это еще не все, остается в теории рассмотреть:

    как найти максимум или минимум;

    как найти количество чисел, удовлетворяющих условию;

    как найти сумму чисел, удовлетворяющих условию.

Рассмотрим их на конкретных задачах.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 4 . Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, оканчивающихся на 4. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Для решения этой задачи, немного поправим программу, приведенную в начале статьи, жирным шрифтом выделим новое в программе:

Program Z _20_2;

var N , i , a , sum : integer ; { sum – переменная для накопления суммы}

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0; { обнуляем переменную }

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 4 then sum := sum + a ; {если число оканчивается на четыре, то в переменную сумма sum прибавляем само число a }

end ;

writeln ("ответ:", sum ); {выводи ответ}

end.

Для лучшего понимания смотрите видео объяснение этой задачи (задачи из реального кима ГИА по информатике) !!!

Решим подобную задачу с измененным условием: найти количество чисел оканчивающихся на 4;

Копируем вышеприведенное решение, буквально исправим ОДИН символ (выделим его красным шрифтом):

Program Z _20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 4 then sum := sum + 1 ; {прибавляем единицу, т.е. если есть число удовлетворяющее условию то увеличиваем счетчик на единицу. Например если в последовательности было пять чисел удовлетворяющих условию, то к переменной sum прибавиться единица пять раз, и в итого sum будет равно пяти!!! }

end ;

writeln ("ответ:", sum ); {выводи ответ}

end.

Решим еще подобную задачу: количество чисел кратных 4;

Копируем вышеприведенное решение и меняем один символ:

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then sum:=sum+1 ; { изменили условие a mod 4 = 0 , все задача решена }

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Решим последний тип задач: на нахождения максимума или минимума.

Например, ЗАДАЧА: максимальное число кратное 4;

Копируем текст задачи, добавляем переменную и изменим в нем одну строчку:

Program Z_20_2;

var N,i,a, max : integer; { добавляем переменную max }

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

max :=0; {начальное значение переменной, т.к. числа по условию задачи натуральные т.е. положительные.}

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then if a>max then max:=a ; { если число кратно 4 и если число a больше max }

end;

writeln(" ответ :", max ); { выводи ответ }

end.

Смотрите видео чтобы лучше понять решение задачи

Как изменить задачу, чтобы программа находила минимум?

Program Z_20_2;

var N , i , a , min : integer ; {изменяем имя переменной на min }

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

min :=30001; {начальное значение переменной, т.к. числа по условию задачи не превышают 30000 – это условие дается во всех задачах 20.2 ГИА по информатике.}

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then if a min:=a ; { если число кратно 4 и если число a меньше min }

end;

writeln(" ответ :", min ); { выводи ответ }

end.

В приведенных выше двух задачах мы использовали конструкции:

    if a min:=a;

    if a>max then max:=a ;

это стандартные конструкции для нахождения максимума, минимума!

Чтобы лучше понять конструкцию смотрите видео!

Итак, мы рассмотрели все возможные варианты вопросов ГИА по информатике задачи 20.2. Как это использовать для решения задач покажем на примере решения нескольких задач из ГИА.

Попробуйте самостоятельно решить предложенные ниже задачи, и сверить с решением, которые тут же приведены.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 3. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Ищем подобную задачу выше, копируем ее, и изменяем несколько символов (в программе они выделены красным цветом) получим решение:

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 3 = 0 then sum:=sum+1 ;

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, кратных 5. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 5 = 0 then sum:=sum+ a ;

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 6. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 6. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающееся на 6.

Решение:

Program Z _20_2;

var N,i,a, min : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

min:=30001;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 6 then if a min:=a ;

end;

writeln(" ответ :", min ); { выводи ответ }

end.

Итак, решили три задачи из кимов ГИА по информатике, причем все решение сводилось к исправлению нескольких символов в шаблонных задачах.

Для того чтобы на ГИА по информатике вы могли с легкостью решить любую задачу № 20.2. Необходимо иметь заготовки четырех вышеописанных шаблонных задач.

Определяете, к какому типу шаблона относиться задача. Пишете задачу по этому шаблону, изменим несколько символов - получаете решение.

Дополнительно вы можете скачать: Заготовки шаблонов задачи 20.2 ГИА по информатике в виде шпаргалки .

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Исполнитель Робот»

Задание №1

Составить программу для исполнителя Робота.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Конечное положение

Робота не важно

Вариант 4

Конечное положение

Робота не важно

Вариант 5

Задание №2

Оценить работы учащихся при решении следующей задачи:

Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной . Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Оценивание этого задания экспертом производится путем анализа записанного алгоритма, поиска в нем ошибок, проверки, верно ли алгоритм выполняет задачу и т.д.

Прежде всего следует отметить, что записанный алгоритм должен работать при любых размерах коридора, а не только для того примера, который приведен в условии задачи. Решения, работающие только при каких-то конкретных размерах коридора оцениваются в 0 баллов, поскольку они решают задачу только для частного случая.

Пример решения

Оценка

Пример решения

Оценка

Нц пока снизу свободно

(Закрасить) и (вниз)

Кц

Закрасить

Нц пока сверху свободно

Вверх

Кц

нц пока снизу свободно

вниз

кц

нц пока сверху свободно

вверх

кц

нц пока снизу свободно

закрасить

вниз

кц

закрасить

пока снизу свободно

вниз

все

закрасить

пока сверху свободно

вверх

красить

все

закрасить

нц пока снизу свободно то

закрасить

вниз

кц

нц пока сверху свободно то

вверх

кц

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

Каталог заданий.
Задания 15. Короткий алгоритм в различных средах исполнения

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

15.1

вверх вниз влево вправо

закрасить

«если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие Последовательность команд

если справа свободно то

закрасить

и, или, не, например:

«пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число — максимальное число, кратное 5.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
10
25
12
25

Решение.

15.1

нц пока не сверху свободно

закрасить

нц пока сверху свободно

нц пока справа свободно

закрасить

нц пока не справа свободно

закрасить

нц пока справа свободно

нц пока не справа свободно

закрасить

15.2 Решение

var k, n, a, amax: integer;

for k:=1 to n do

if (a mod 5 = 0) and (a>amax) then

Входные данные Выходные данные
1 2
5
8
5
2 3
10
25
15
25
3 3
15
20
10
20

Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1301.

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

закрасить

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 6. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 6. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число — сумму чисел, кратных 6.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
12
25
6
18

Решение.

15.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.

пока не снизу свободно

закрасить

пока снизу свободно

пока справа свободно

закрасить

пока не справа свободно

закрасить

пока справа свободно

пока не справа свободно

закрасить

15.2 Решение

var n, s, k, g: integer;

for k:=1 to n do

if (g mod 6 = 0) then

Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1302.

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

закрасить

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число — количество чисел, кратных 4.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
16
26
24
2

Решение.

15.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.

пока не снизу свободно

закрасить

пока снизу свободно

пока слева свободно

закрасить

пока не слева свободно

закрасить

пока слева свободно

пока не слева свободно

закрасить

15.2 Решение

var n, s, k, g: integer;

for k:=1 to n do

if (g mod 4 = 0) then

Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:

Входные данные Выходные данные
1 1
2 3
3 3

Источник: ГИА по информатике 31.05.2013. Основная волна. Центр, Урал. Вариант 1303.

Алёна Кузнецова 07.05.2015 12:02

В последнем тесте: входные данные 4, 24, 4, 44,2 Выходные данные 4, а не 3! По условию задачи повторяющиеся числа учитываются!?

Сергей Никифоров

Первое число - это количество чисел в последовательности.

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

закрасить

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, кратное 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число — минимальное число, кратное 3.

Пример работы программы:

Входные данные Выходные данные
3
21
12
31
12

Решение.

15.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.

пока не сверху свободно

закрасить

пока сверху свободно

закрасить

пока слева свободно

закрасить

пока не слева свободно

закрасить

пока слева свободно

пока не слева свободно

закрасить

15.2 Решение

var n, k, g, h: integer;

for k:=1 to n do

if (g mod 3 = 0) and (g h:=g;

Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:

Входные данные Выходные данные
1 3
2 12
3 3

Сабитова Д. А., учитель информатики

ГБОУ «Крымская гимназия – интернат для одаренных детей»

Решение заданий открытой части ОГЭ по информатике

Открытый банк заданий ФИПИ

(страница 145)

#Задача 20.1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием « eсли », имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл « пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется лестница. Высота подъема лестницы неизвестна . Сначала лестница поднимается вверх, затем спускается вниз. Высота спуска также неизвестна . Высота и ширина каждой ступени – одна клетка. Робот находится под нижней ступенькой у левого края лестницы.

На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота. Робот обозначен буквой «Р».

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные под ступенями лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения лестницы. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение:

влево

вниз

вправо

нц пока (не сверху свободно) и (справа свободно)

закрасить

вправо

вверх

кц

нц пока (не справа свободно) и (снизу свободно)

закрасить

вниз

вправо

кц

закрасить

Кумир:

использовать Робот

алг

нач

. влево

. вниз

. вправо

. нц пока (не сверху свободно ) и (справа свободно )

. . закрасить

. . вправо

. . вверх

. кц

. нц пока (не справа свободно ) и (снизу свободно )

. . закрасить

. . вниз

. . вправо

. кц

. закрасить

кон

Презентация помогает разобраться учащимся или педагогам с заданием 2 части ОГЭ по информатике с исполнителем РОБОТ. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды - это команды-приказы: вверх вниз влево вправо При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится....

Просмотр содержимого документа
«Презентация к ОГЭ по информатике: Решение заданий 20.1 в среде Кумир. Исполнитель Робот.»

ОГЭ по информатике

Решение заданий 20.1 с помощью алгоритмического языка в среде Кумир. Исполнитель Робот.


Исполнитель Робот

  • Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
  • У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы: вверх вниз влево вправо
  • При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно:

вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.


Исполнитель Робот

  • Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
  • Еще четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
  • Эти команды можно использовать вместе с условием «если».

Исполнитель Робот

  • Условие « если » имеет следующий вид:

если условие то

последовательность команд

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.


Исполнитель Робот

  • Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

  • В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо


Исполнитель Робот

  • Для повторения последовательности команд можно использовать цикл « пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

  • Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо


Задание 1

20.1 Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Где-то посередине прямоугольника есть вертикальная стена, разделяющая прямоугольник на две части. В этой стене есть проход, при этом проход не является самой верхней или самой нижней клеткой стены. Точное расположение прохода также неизвестно. Одно из возможных расположений стены и прохода в ней приведено на рисунке.


Задание 1

Напишите для Робота алгоритм, перемещающий Робота в правый нижний угол прямоугольника.

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стены внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма робот не должен разрушиться.


Задание 1

использовать Робот

алг задание 1

нц пока справа свободно

вправо

нц пока справа не свободно

вниз

нц пока справа свободно

вправо

нц пока снизу свободно

вниз


Задание 2

20.1 На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке.


Задание 2

Напишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к ней, независимо от размера стены и начального расположения Робота. Например, для приведенного ранее рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:


Задание 2

использовать Робот

алг задание 2

нц пока снизу не свободно

вправо

влево

нц пока снизу не свободно

закрасить

влево


Задание 3

20.1 На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. От правого конца стены вверх отходит вертикальная стена также неизвестной длины. Робот находится в углу между вертикальной и горизонтальной стеной. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота.


Задание 3

Напишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие заданному условию. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное расположение

Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


Задание 3

использовать Робот

алг задание 3

нц пока снизу не свободно

закрасить

влево

нц пока справа свободно

вправо

нц пока справа не свободно

закрасить

вверх


Задание 4

20.1 На бесконечном поле есть вертикальная стена. Длина стены неизвестна. От верхнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена, и от нижнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена также неизвестной длины. Робот находится в клетке, примыкающей сверху к нижней горизонтальной линии. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота.


Задание 4

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий клетки, расположенные справа от вертикальной стены и снизу от верхней горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного ранее рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное расположение Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.


Задание 4

использовать Робот

алг задание 4

нц пока слева свободно

влево

нц пока сверху свободно

закрасить

вверх

нц пока сверху не свободно

закрасить

вправо


20.1 На бесконечном поле имеется прямоугольник из стен. Длина противоположных стен прямоугольника неизвестна. Расстояние между противоположными стенами – не менее двух клеток. Робот находится в одной из клеток, расположенной внутри прямоугольника из стен. Начальное положение Робота неизвестно. Одно из возможных положений Робота приведено на рисунке:


Задание для самостоятельного выполнения

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все внутренние угловые клетки прямоугольника из стен. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное положение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любого допустимого начального расположения Робота.


Использованная литература:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  • Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Информатика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. М.: Астрель, 2012
  • Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Ростов-на Дону: Легион, 2012
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал