Элементами парного катания являются тодесы, различающиеся по ребру, на котором скользит партнерша, выбросы, различающиеся по заходу и называющиеся по соотвествующему прыжку, и поддержки.

Для танцевальных дуэтов список обязательных элементов появился только в 1999 году. В настоящий момент танцоры исполняют дорожки шагов (в танцевальной позиции по кругу и по прямой или параллельно), серии твиззлов, поддержки и танцевальные вращения.

Таковы основные элементы фигурного катания. Занимайтесь этим красивейшим видом спорта, а в магазинах «Спортмастер» вы сможете приобрести фигурные коньки с оригинальным дизайном из абсолютно новой коллекции. Теперь вы будете кататься еще и стильно!

Фото: РИА Новости /Алексей Куденко

В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:

Прыжки

Аксель (Axel) обозначается как (А) -является реберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота - (одинарный), 2,5 - (двойной) и 3,5 оборота – (тройной).

Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.

На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад - разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Тулуп (Toe Loop) обозначается как (Т) -зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжкок).Возможен также заход с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу, переступание на правую ногу).

Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.

Женщины исполняют тройной тулуп-(двойной только в качестве второго прыжка в каскаде -), мужчины четверной – и тройной- 3Т.

Сальхов (Salchow) обозначается как (S)- один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1S , двойной – 2S , тройной – 3S или четверной сальхов -4S .

Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.

Риттбергер (Loop) обозначается как (Lo)- о дин из трёх рёберных прыжков в фигурном катании.Используется в качестве второго прыжка в каскаде -3Lo+2Lo – каскад из тройного и двойного риттбергеров) и отдельно тройной-3Lo . От остальных прыжков отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.

Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.

Флип (Flip) обозначается как (F)- зубцовый прыжок.В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1F , двойной – 2F , тройной - 3F и четверной – 4F .

Тройной Флип в исполнении Мао Асады.

Варианты захода: тройка вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок.

Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат - непреднамеренный флип , неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) - непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.

Лутц - прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным - из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.Типичная ошибка при выполнении лутца - перейти перед прыжком с внешнего ребра на внутреннее, и как результат, непреднамеренный флип, неофициально называемый «флутц» (flip + lutz).В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1Lz , двойной -2Lz , тройной -3Lz и четверной лутц – 4Lz .

Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.

Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.

Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.

Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T - каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO - это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки. < означает, что прыжок был недокручен более чем на четверть оборота и пошел «в зачет» с «промежуточной» стоимостью (в 0.8 от полной стоимости прыжка), а << прыжок, недокрученный более, чем на полоборта, и пошедший в зачет как прыжок на один оборот меньше. e означает, что прыжок был выполнен с неправильного ребра и судьи обязаны поставить отрицательную оценку за качество его исполнения. Эта пометка означающая, что фигурист исполнил прыжок с двух ребер или с неглубокого неправильного ребра, что также является ошибкой, но оставляет судьям большую свободу выбора в оценке за качество его исполнения.Пометка x говорит о том, что прыжок (или другой элемент) был выполнен во второй половине программы и поэтому его базовая стоимость будет умножена на 1.1.

ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ

Указания по определению положительных GOE злементов одиночного/парного катания (положительные аспекты).

Нижеследующие указания должны использоваться вместе с таблицами для снижения GOE при ошибках. Окончательное GOE элемента основано на комбинации положительных и отрицательных аспектов его исполнения. Важно, чтобы окончательное GOE элемента отражало как положительные аспекты, так и возможные снижения, если такие необходимы.Окончательное GOE элемента находится, рассматривая, прежде всего, положительные аспекты исполнения, которые приводят к нахождению стартового GOE для оценки. Затем судья снижает это стартовое GOE, согласно Указаниям по снижению, в случае возможных ошибок, и результат является окончательным GOE данного элемента.Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов,необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:Для + 1: 2 пункта Для + 2: 4 пункта Для + 3: 6 или большее число пунктов.

УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ, СЕЗОН 2012-2013

Прыжковые элементы

1) неожиданный / необычный / сложный заход

2) четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком

3) трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением

4) хорошая высота и длина

5) хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд

6) хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков

7) выполнение всего элемента без видимых усилий

Вращения

Судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

Обозначения:стоя- USp, сидя- SSp, заклон- LSp, комбинированное- CoSp, совместное- PSp.

Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp ), смена ноги- буквой C.

Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. Вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией.

1) хорошая скорость или ускорение во время вращения

2) способность быстро установить центровку вращения

3) сбалансированность вращения во всех позициях

4) явно большее, чем требуется, число оборотов

5) хорошая позиция (и) (включая высоту и позицию в воздухе в прыжках во вращение)

7) хороший контроль во всех фазах вращения

8) соответствие элемента музыкальной структуре.

Вращения в исполнении Юлии Липницкой.

ШАГИ

Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки. Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки,кросс-роллы, беговые шаги. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз.Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении. Использование движений верхней части тела означает видимое использование любых движений рук,головы и торса, которые влияют на баланс основной части тела, в течение хотя бы 1/3 (вместо 1/2)рисунка в сумме. Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге. “Хотя бы половина рисунка на одной ноге” не является более чертой уровня сложности.

Дорожка шагов в исполнении Евгения Плющенко.

Дорожки шагов

Есть два типа дорожек- техническая (StSq) и хореографическая (ChSq) . В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую.

Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −3 до +3, в зависимости от качества исполнения).

Хореографическая - только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

Спираль - обязательный элемент женского и парного фигурного катания, длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.В исполнении этого элемента важна красота и точность позы.Традиционно спиралью называют «ласточку» , когда фигурист, скользя на одной ноге, кладёт туловище горизонтально, а свободную ногу поднимает настолько высоко, насколько позволяет растяжка; существуют и другие позиции. Также к спиралям по традиции относят элементы «кораблик» и «бауэр» , когда фигурист скользит на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах; подобные элементы считаются связующими и очков за технику не дают.

Дорожки шагов

1) хорошие энергия и исполнение

2) хорошая скорость или ускорение во время дорожки

4) наличие глубоких чистых ребер (включая въезды и выезды из всех поворотов)

5) хороший контроль и участие всего тела при аккуратности шагов

6) необычность и оригинальность

7) выполнение элемента без видимых усилий

8) соответствие элемента музыкальной структуре

Хореографические последовательности

1) хорошие плавность, энергия и исполнение

2) хорошая скорость или ускорение во время последовательности

3) хорошие ясность и точность движений

4) хороший контроль и участие всего тела

5) необычность и оригинальность

6) выполнение элемента без видимых усилий

7) отражение концепции/характера программы

8) соответствие элемента музыкальной структуре

УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ПАРНОЕ КАТАНИЕ, сезон 2012-2013

Выбросы и подкрутки

Выброс - прыжок с помощью партнёра, в которым партнёрша бросается партнёром в воздух на отрыве и приземляется без помощи партнёра на заднее наружное ребро. Является обязательным элементом в парном фигурном катании.

Выброс тройной флип в исполнении Алёны Савченко и Робина Шолковы.

Аббревиатуры выбросов получаются из аббревиатур соответствующих прыжков с добавлением Th (throw) в конце.

Выброс тройной флип означает (3FTh) .Выброс тройной риттбергер (3LoTh) .

Подкрутки

1) Шпагат партнерши (каждая нога хотя бы 45° от оси тела)

2) Прием партнерши руками сбоку талии (ее ладони, руки, верхняя часть тела не касаются партнера)

3) Позиция партнерши в воздухе с рукой (руками) над головой (минимум 1 полный оборот)

4) Сложный отрыв (шаги/движения обеих партнеров, непосредственно предшествующие отрыву)

5) Разведение рук партнера в сторону хотя бы до уровня плеч после отпускания партнерши.

Татьяна Волосожар -Максим Траньков выполняют подкрут лутц в три оборота.

Подкрутки обозначаются как Tw (twist) , перед аббревиатурой стоит число оборотов и буква «прыжка», обозначающая тип отталкивания, после нее уровень сложности подкрутки (1,2,3,4).Тройная подкрутка с заходом Лутц / Флип / Tулуп из четвёртой категории сложности обозначается как 3Tw4.

Тодесы

То́дес - элемент парного фигурного катания на льду, когда партнёрша описывает спираль вокруг партнёра.

1) Сложный заход (непосредственно предшествующий тодесу) и/или выезд

2) Смена хвата партнерши и/или партнера (1 оборот в каждом хвате)

3) Дополнительный(е) оборот(ы) партнерши после первого об. (cчитается столько раз, сколько выполнено)Черты 2 и 3 считаются только, если оба партнера в “низкой” позиции.

Тодес вперёд-внутрь (Fi) - партнёр скользит назад на наружном ребре, партнёрша - вперед на внутреннем ребре. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена вбок ко льду, и её рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на внутреннем ребре.

Тодес вперёд-наружу (Fo) (исполняется очень редко) - то же, что для тодеса вперед внутрь, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра вперед на четком наружном ребре.

Тодес назад-наружу (Bo) - оба партнёра скользят назад наружу. Партнёр исполняет циркуль и держит руку партнёрши полностью вытянутой рукой, одноименной с его скользящей ногой. Партнёрша наклонена назад ко льду и ее рука полностью вытянута, когда она движется по кругу вокруг партнёра в этой позиции. Разрешена любая вариация позиции партнёра при сохранении им позиции циркуля, как она определена, и скольжении партнёрши вокруг партнёра на наружном ребре.

Тодес назад-наружу в исполнении Дюамель-Редфорд.

Тодес назад-внутрь (Bi ) - то же, что для тодеса назад наружу, но партнёрша движется по кругу вокруг партнёра назад на четком внутреннем ребре, наклоняясь ко льду. Ds (deathspiral) , означающей, что речь идет о тодесе, и цифры (1,2,3,4), соответствующей уровню тодеса.

Тодес назад внутрь первого уровня обозначается как (BiDs1) , а тодес вперед внутрь второго уровня (FiDs2) .

Дорожки шагов и комбинации спиралей

1) Простое разнообразие (Уровень 2), разнообразие (Уровни 3-4) шагов и поворотов обоих партнеров по всей дорожке (обязательно).

2) Вращение (повороты, шаги) в обоих направлениях (направо и налево) с полным поворотом тела (хотя бы 1/3 рисунка в сумме в каждом направлении).

3) Использование движений верхней части тела в течении хотя бы 1/3 рисунка дорожки

4) Смены позиций пары (перемена мест партнеров, как минимум 3 раза, при исполнении шагов и поворотов) в течение хотя бы 1/3 последовательности, но не более 1/3 последовательности.

5) Исполнение, все время не разъединяясь друг от друга в течение хотя бы половины рисунка (разрешены смены хвата).

Аббревиатуры, соответствующие дорожкам шагов, выглядят следующим образом: описание рисунка (Ci по кругу, Sl по прямой, Se по серпантину) , St (steps) в знак того, что речь идет о дорожке шагов, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню дорожки.

Дорожка шагов по серпантину второго уровня обозначается как (SeSt2) , а дорожка шагов по прямой первого уровня (SlSt1) .

Дорожка шагов по прямой в исполнении Цин Пан и Цзянь Тун.

Комбинации спиралей , независимо от рисунка, имеют сокращение SpSq (spiral step sequence) и цифру (1,2,3,4), соответствующую уровню комбинации.Комбинация спиралей первого уровня - SpSq1 .

Спирали в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

«Хореаграфическая» дорожка шагов или комбинация спиралей , имеющая фиксированную стоимость и не имеющую уровня сложности обозначают как (ChSt и ChSp) .

Поддержки (парное катание)

1) Взрослые: сложная вариация отрыва и/или сложная вариация приземления.Юниоры: простая вариация отрыва и/или простая вариация приземления (каждая из них является чертой)

2) 1 смена хвата и/или базовой поз. партнерши (1 об. до и после смены, при повторе считается дважды)

3) Сложная вариация партнерши (1полный оборот)

4) Сложный (простой для юниоров) провоз (не для короткой программы)

5) Хват одной рукой партнера (2 полных оборота в сумме, не считая частей короче одного оборота)

6) Дополнительный оборот партнера с хватом за одну руку после двух об. (только в произвольном катании и только в одной поддержке)

7) Смена направления вращения партнера (один оборот до и после смены

Аббревиатуры, соответствующие различным поддержкам, начинаются с цифры, обозначающей группу поддержки (1,2,3,4,5), за которой может стоять «уточнение» (в случае поддержек пятой группы, различающихся по заходам), затем идет Li (lift) , показывающая, что речь идет о поддержке, а затем еще одна цифра (1,2,3,4) - уровень поддержки.

4Li2 означает «поддержку второго уровня из четвертой группы».

5ALi1 - поддержку первого уровня из пятой группы с заходом аксель-лассо .

Поддержка в исполнении Веры Базаровой и Юрия Ларионова.

Вращения (одиночное и парное катание)

Раздельные вращения(парное катание)

1) Сложная вариация в базовой или (только для комбинации вращений) в не-базовой позиции

2) Вторая сложная вариация в базовой позиции, которая должна существенно отличаться от первой и быть: во вращениях в одной позиции со сменой ноги – на другой ноге по сравнению с первой вариацией;в комбинации вращений без смены ноги – в другой позиции по сравнению с первой вариацией; в комбинации вращений со сменой ноги – на другой ноге и в другой позиции по сравнению с первой вариацией

3) Заход назад или прыжком

4) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу

5) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро)либеле, заклоне и позиции Бильман

6) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман

7) Все 3 базовые позиции на одной ноге (cчитается дважды при исполнении на обеих ногах)

8) 2 cмены ноги (не для Короткой Программы)

9) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

10) Как минимум 6 оборотов без смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, волчок, заклон, сложная вариацияпозиции стоя).В любом вращении со сменой ноги максимальное число черт, которые можно получить за вращение на одной ноге, равно двум. Для вращений со сменой ноги наличие хотя бы одной базовой позиции на каждой ноге обязательно для Уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании. Для комбинаций вращений наличие всех 3х базовых позиций является обязательным для уровней 2 – 4 как в короткой программе, так и в произвольном катании.

Парные вращения

1) 2 смены базовых позиций обоих партнеров

2) Дополнительная смена базовых позиций обоих партнеров после двух смен, требуемых выше

3) 3 сложные вариации позиций партнеров, одна из которых может быть в не-базовой поз. (каждая вариация каждого партнера считается отдельно, каждый партнер должен иметь хотя бы одну сложную вариацию)

4) Любая другая сложная вариация базовой позиции любого партнера (каждый партнер обязан иметь две сложные вариации)

5) Заход с заднего наружного или внутреннего ребра.

6) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом

7) Как мин. 6 об. без всяких смен поз./вариации и ноги (либела, волчок, сложная вариации позиции стоя).

Параллельное вращение в исполнении Юко Кавагути и Александра Смирнова.

Позиции во вращении : существует 3 базовых позиции: либела (свободная нога сзади с коленом выше уровня бедра,за исключением заклона, бильмана и схожих вариаций, которые считаются позициями стоя), волчок (верхняя часть опорной ноги хотя бы параллельна поверхности льда), стоя (любая позиция с вытянутой или слегка согнутой опорной ногой, которая не является позицией либелы) и не-базовые позиции (все другие позиции, которые ранее назывались промежуточными).

Комбинации вращений: число оборотов в не-базовых позициях засчитывается в общее число оборотов;не-базовые позиции могут являться сложными вариациями, если они удовлетворяют определениям таких вариаций; но смена позиции засчитывается только при переходе от одной базовой позиции к другой базовой позиции.Вращение в одной позиции и прыжок во вращение: не-базовые позиции возможны, они считаются в общее число оборотов, но игнорируются при определении черт уровней сложности.Смена ребра засчитывается при наличии хотя бы 2 об. на одном ребре и 2 об. на другом ребре в одной и той же базовой позиции.

Вариации позиции.

Простая : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое усиливает, но не меняет базовую позицию тела (торса). Простая вариация не увеличивает уровня сложности.

Сложная : это движение части тела, ноги, руки, кисти или головы, которое требует большей физической силы или гибкости и которое влияет на баланс тела (торса). Только эти вариации могут увеличивать Уровень Cложности.Прыжок внутри вращения, не меняя ногу и Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне и позиции Бильман не рассматриваются более, как сложные вариации, но рассматриваются как отдельные черты.

Прыжки во вращения/заходы прыжком : в случае переступания в короткой программе уровень не может быть выше первого, в произвольном катании такой заход не рассматривается как черта уровня сложности; в прыжке в волчок “приземление на толчковую ногу или смена ноги на приземлении прыжка в «волчок” считается чертой только, если позиция волчка принята в воздухе.В произвольном катании заход в виде обычного прыжка в либелу не блокирует возможность засчитать сложный заход прыжком как черту уровня сложности.

Вращения в обоих направлениях : Исполнение вращений в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) в базовых позициях волчка или либелы, которые непосредственно следуют друг за другом, считается за дополнительную черту во всех уровнях сложности. Требуется минимум 3 оборота в каждом направлении. Вращения, исполненные в обоих направлениях (по часовой и против часовой стрелки) рассматриваются как одно вращение.

Смена ноги: чтобы она была засчитана, необходимы хотя бы 3 оборота до и после смены.

Наиболее сложный вид имеют аббревиатуры, соответствующие различным вращениям. Буква F (flying) в начале аббревиатуры означает, что речь идет о прыжке во вращение , для остальных вращений она отсутствует.

Вначале может так же стоять C (change), обозначающая вращение со сменой ноги.

Затем следует либо описание позиции (U стоя, S сидя, C либела, L заклон).

Co(combination) , говорящее, что речь идет о комбинированном вращении .

В конце стоит Sp (spin) , говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.

USp1 означает «вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).

FSSp2 - прыжок в волчок второго уровня.

CCoSp2 - комбинированное со сменой ноги второго уровня.

LSp1 - заклон первого уровня.

FCoSp2 - прыжок в комбинированное вращение второго уровня.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ (танцы на льду) .

1. Продольная ось катка - воображаемая линия, разделяющая ледяную площадку на две равные части в длину.

2.Непрерывная ось - воображаемая линия, проходящая вдоль границ ледяной площадки, относительно которой размещается рисунок танца. В сущности это две параллельные линии, расположенные вдоль длинных границ площадки примерно на равном расстоянии от продольной оси катка и длинных границ, связанные между собой полукругами по обоим концам катка. В некоторых случаях эти полукруги могут сплющиваться и становиться почти параллельными коротким границам площадки.В круговых танцах, например в килиане, непрерывная ось образует почти круг, в пасодобле - эллипс.

3. Поперечная ось - воображаемая линия, пересекающая непрерывную ось в любой ее точке под прямым углом.

Основные танцевальные элементы.

При изучении элементов особое внимание следует обратить на осанку спортсменов: плечи развернуты, спина закреплена, руки вытянуты в локтях и кистях, голова поднята. Двойное сгибание колена опорной ноги на протяжении одного шага - характерный признак правильного освоения танцевальных элементов. Суть этого шага заключается в том, что каждый толчковый шаг выполняется не с выпрямленной в колене ноги, а лишь после вторичного подседа на ней, что дает возможность передвигаться пластично и мягко и в то же время мощно, так как толчок выполняется ребром, а не зубцом конька.

Беговые шаги - ряд следующих друг за другом шагов на наружном и внутреннем ребре. При каждом новом шаге толчковая нога проносится рядом с опорной. Беговые шаги полезно разучивать по окружности в обе стороны. Двигаясь по кругу влево, обратите внимание на то, чтобы правая рука была вытянута вперед, а левая находилась сзади, голову держите так, чтобы она была направлена влево-вверх. Двигаясь вправо, положение рук и головы смените на обратное. Беговые шаги выполняют не только по кругу, но и по большой восьмерке, параграфу в переменном темпе.

Самым сложным элементом являются беговые шаги назад , так как последние, как и беговые шаги вперед, представляют собой серию последовательных шагов, при которых свободная нога проносится рядом с опорной. Неравноценные по силе толчки с обеих ног, потеря равновесия из-за незакрепленных мышц спины и брюшного пресса, а также выбрасывание свободной ноги высоко над льдом - наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении беговым шагам назад.

Элементы без смены фронта движения: основной шаг вперед, назад, беговые шаги вперед, назад, простые и скрещенные шассе, кросс-роллы.

Элементы со сменой фронта движения , к которым относятся наиболее сложные танцевальные элементы: тройка, моухок, чок-тау, крюки, выкрюки, твизлы.

Шаг, серия шагов

1.Шаг -след на льду, оставленный коньком при скольжении на одной ноге. Он может представлять собой дугу или отрезки дуг с поворотами, например тройками, выкрюками и т. п.

2. Серия шагов - это ряд последовательно выполняемых шагов, образующих рисунок танца.

Толчки, шаги, дуги и другие элементы скольжения

1.Открытый толчок - толчок, выполняемый от опорной ноги, без скрещения ног спереди или сзади.

2.Скрещенный толчок выполняется при скрещенных ногах. Ход приобретается за счет отталкивания наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

3.Спереди скрещенный шаг. При выполнении его свободная нога ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы икра свободной ноги приходилась против голени опорной.

4. Сзади скрещенный шаг. Свободная нога при его выполнении ставится на лед вдоль наружного ребра конька опорной ноги так, чтобы голень свободной ноги приходилась против икры опорной ноги.

5. Шассе простое - ряд шагов, при выполнении которых свободная нога в момент превращения в опорную ставится на лед рядом с опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сбоку опорной.

6. Шассе скрещенное -свободная нога ставится на лед скрещенно с опорной сзади, если скольжение производится вперед, и спереди, если скольжение выполняется назад.

7. Беговые шаги. Выполняя их, свободную ногу в момент превращения в опорную ставят на лед впереди опорной; ставшая свободной нога снимается со льда сзади опорной.

8. Шаговая дуга - это шаг или ряд шагов, выполняемых в виде полукруга по одну сторону непрерывной оси.

9. Ролл (нескрещенная дуга) -простая дуга противоположной кривизны с предыдущей, выполняемая на наружном ребре конька ходом вперед или назад в виде шаговой дуги.

10. Кросс ролл (скрещенная дуга) -это дуга, начинаемая скрещенным толчком; ход приобретается за счет толчка наружным ребром конька ноги, которая затем становится свободной.

11. Маховая дуга (суинг ролл) -это обычно длинная, на несколько счетов музыки, дуга, при выполнении которой свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, прежде чем ставится на лед рядом с ней.

12. Арабеск --это скольжение по дуге или прямой в принятой танцевальной позиции на несколько счетов. Свободная нога удерживается несколько выше, чем обычно.

13.Спираль - скольжение на несколько счетов по спирали, во время которого фигурист выполняет короткую дугу, уменьшающуюся в радиусе.

14. Циркуль - это спираль, описываемая коньком вокруг отставленной назад на носок свободной ноги или вокруг партнера.

Повороты.

1.Моухок - поворот с изменением фронта скольжения (ход вперед меняется на ход назад или наоборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на то же ребро. Существует несколько видов передних моухоков, то есть начинаемых со скольжения вперед.

а) нескрещенный моухок - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду,скрещиваются;

б) скрещенный моухок

в) закрытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной. Закрытое положение бедра свободной ноги дает название этому моухоку;

г) открытый моухок - нескрещенный моухок, свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против щиколотки опорной. После перехода на другую ногу свободная нога остается за опорной. Пооткрытому положению бедра свободной ноги и получил название этот моухок;

д) открытый или закрытый маховый моухок - это нескрещенный моухок, при выполнении его свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, а затем назад вплотную к ней, прежде чем опуститься на лед. В зависимости от того, куда ставится опорная нога, и от положения свободной (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый моухок.

2. Чоктау - поворот с изменением скольжения с хода вперед на ход назад (или наборот), выполняемый переходом с одной ноги на другую на противоположное ребро, то есть с наружного ребра на внутреннее или с внутреннего на наружное. Существует несколько видов передних чоктау.

а) нескрещенный чоктау - при выполнении его ноги не скрещиваются, а следы на льду скрещиваются;

б) скрещенный чоктау - ноги скрещиваются спереди или сзади, а следы на льду не скрещиваются;

в) закрытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны наружного ребра опорного конька возле пятки. После перехода на другую ногу ставшая свободной нога располагается впереди над носком опорной;

г) открытый чоктау - нескрещенный чоктау: свободная нога ставится на лед со стороны внутреннего ребра опорного конька, примерно против середины ступни опорной. После перехода на другую ногу свободная нога оказывается за пяткой новой опорной;

д) открытый или закрытый маховой чоктау - нескрещенный чоктау, при его выполнении свободная нога маховым движением проносится вперед мимо опорной, затем назад вплотную к ней и опускается на лед. В зависимости от того, куда ставится новая «опорная нога, и от положения свободного бедра (открытого или закрытого) будет закрытый или открытый маховый чоктау.

Серия польки в исполнении Тессы Вертью и Скотта Моира.

3.Твизл - вращение в один полный оборот, выполняемое настолько быстро, что фактически совершается на одном месте. Вращение осуществляется выкрюкообразным движением с дуги левой вперед-наружу при сохранении веса тела на опорной ноге. Правая нога прижата к левой. После поворота следует переход на дугу правой вперед-наружу.

Серия твизлов в исполнении Мерил Дэвис и Чарли Уайта.

Серии твиззлов (танцы на льду) Обозначаются аббревиатурой SТw (synchronized twizzles) и цифрой (1,2,3,4), обозначающей уровень. STw3 - серия твиззлов третьего уровня.

Рисунки шагов .

Рисунок шагов - это следы, которые остаются на льду после выполнения полной серии шагов танца.

Танец с «предписанным» рисунком шагов - это такой танец, отдельные шаги которого выполняются в определенном месте ледяной площадки.

Танец с «предпочтительным» рисунком шагов - при выполнении его допускаются различные варианты рисунка. Но избранный танцорами рисунок не должен нарушать отдельных шагов, их последовательности, а также общих правил смены танцевальных позиций и при каждом повторении оставаться неизменным.

Танец с «круговым» рисунком шагов - серия шагов размещается прогрессивно вдоль непрерывной оси танца. При вторном исполнении его можно начинать в любой точке этой оси.

Стартовые шаги.

Стартовые шаги, предшествующие началу каждого танца, танцоры выбирают по своему усмотрению, их число не должно превышать семи для каждого партнера. Стартовые шаги не оцениваются судьями, но следует избегать явных силовых отталкиваний.

Дорожки шагов (танцы на льду)

В танцах на льду дорожки делятся на параллельные (NtMi, midline not touching).

По прямой (Mi, midline, по средней линии, Di, diagonal, по диагонали).

По кругу

По серпантину (Se, serpentine), затем следует St (steps) и уровень (1,2,3,4).

NtMiSt3 - параллельная дорожка шагов третьего уровня.

Дорожка шагов по кругу в исполнении Елены Ильиных и Никиты Кацалапова.

Вращения (танцы на льду)

В танцах вращения делятся на простые и комбинированные (Co) . Затем следует Sp (spin) и цифра (1,2,3,4) , означающая уровень. Sp2 - вращение второго уровня.

CoSp3 - комбинированное вращение третьего уровня.

Комбинированное вращение в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

Поддержки (танцы на льду)

Танцевальные поддержки - на небольшой высоте в экзотических позах.

Перед Li (lift) , обозначающим поддержку, может стоять Sta (stationary, на месте) .

Sl (straightline, с движением по прямой).

Cu (curve, c движением по дуге).

Ro (rotational, с вращением).

Se (serpentine, с движением по серпантину).

RRo (reverse rotational, со сложным вращением).

Цифра в конце (1,2,3,4) означает уровень поддержки.

Соответственно, RoLi1 означает «поддержку с вращением первого уровня».

CuLi3 - поддержку третьего уровня с движением по дуге.

Комбинированные поддержки (состоящие из двух частей), обозначаются как CuLi3+RoLi4 (поддержка по дуге третьего уровня, переходящая в поддержку с вращением четвертого уровня).

Вращательная поддержка в исполнении Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьёва.

Ритм, счет, темп.

Ритм - регулярно повторяющиеся группы долгих и коротких ударных и неударных счетов, которые придают музыке определенный характер.

Счет - часть такта музыки, регулярно повторяющаяся через равные промежутки времени по метроному.

Темп - скорость исполнения музыки, то есть число тактов в минуту и число счетов, приходящихся на один такт.

Танцевальные позиции.

1.Рука в руке - партнеры стоят рядом, глядя в одном направлении; партнерша справа от партнера. Руки непринужденно разведены в стороны, правая рука одного партнера в левой руке другого.

2. Закрытая, или вальсовая, позиция - партнеры стоят друг против друга; один скользит вперед, другой назад. Правая рука партнера, согнутая в локте, прижата к левой лопатке партнерши; левая кисть партнерши лежит «на правом плече партнера; локоть - на его локте. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены и непринужденно вытянуты на уровне плеча. Плечи их параллельны.

3. Открытая, или фокстротная, позиция . Положение рук такое же, как в закрытой позиции, только спортсмены несколько разворачивают корпус с тем, чтобы иметь возможность скользить в одном направлении. Пример: шаги 5-16 блюза.

4. Боковая, или танговая, позиция. Партнеры становятся рядом, один скользит вперед, другой - назад. В отличие от закрытой позиции партнеры танцуют, прижимая бедро к бедру, причем партнер может находиться как справа, так и слева от партнерши.

5. Позиция «килиан». Партнеры стоят рядом, повернувшись лицом в одну сторону; правое плечо партнера находится за левым плечом партнерши. Левая рука партнерши вытянута и лежит в левой руке партнера, правые руки их соединены и покоятся на талии партнерши.

    Разные шаги и повороты корпуса, выполняемые в комбинации, называются «дорожкой шагов», которая являются обязательным элементом в программе фигуристов. Шаги могут служить для набора скорости перед прыжком или в качестве связующих элементов , то есть для украшения программы. Они создают естественный переход от одной части композиции к другой или соединяют один элемент с другим. В исполнении шагов ценится четкость, плавность и то, попадает ли фигурист в такт музыке. Елена Чайковская пишет, что шаги «должны раскрывать ритмические особенности музыки, техническое и артистическое мастерство спортсмена».

    Шаги и повороты - главные критерии оценки спортсменов в танцах на льду . Например, партнеры в обязательном порядке исполняют синхронные серии твизлов - быстрых поворотов на одной ноге.

    Сводная таблица [ | ]

    Сложность шагов:

    Шаги без смены ноги, направления и ребра [ | ]

    Дуги [ | ]

    Дугой называется участок, на котором фигурист едет на одной ноге, в одном направлении и на одном ребре. Длина участка не играет роли: это может быть и коротенькая дуга в 30–40 см, присущая каскаду «любой прыжок - риттбергер », и проезд в половину катка.

    Дуги - основа фигурного катания, и фигуристов учат уверенно держать ребро, а на длинных дугах - демонстрировать красивую позу. Одно из первых упражнений - разучивание дуг в форме полукруга поочерёдно на двух ногах.

    Скобка [ | ]

    Серии твизлов выполняются партнерами в танцах на льду, где этот элемент является обязательным. Кроме того, он в обязательном порядке выполняется в синхронном фигурном катании . Твизлы являются одним из наиболее сложных танцевальных элементов.

    Шаги со сменой ноги [ | ]

    Основной шаг [ | ]

    Шассе [ | ]

    Простой танцевальный шаг, напоминающий основной. Внешняя нога отталкивается как обычно, внутренняя - лишь слегка поднимается.

    Кроссролл [ | ]

    Танцевальный шаг со сменой ноги. Фигурист делает дугу на наружном ребре, после чего свободная нога заносится вперёд накрест с опорной. Заодно - упражнение на скольжение на внешнем ребре.

    Подсечка [ | ]

    Чоктау [ | ]

    Наиболее известные комбинации шагов [ | ]

    У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.

    Вальсовая тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO . Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда . Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка - самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках. Джексон LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO . Противовращательные элементы - те, в которых туловище вращается против дуги движения - обычно сложны (лутц , скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку. Риттбергерная тройка RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO. Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер » . На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок - совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.

    Дорожка шагов [ | ]

    Выпад - один из элементов, украшающих дорожку шагов.

    В одиночном и парном катании разрозненные шаги считаются связующими элементами . Но если исполнить шаги длинной цепочкой один за другим, получается зачётный элемент - так называемая «дорожка шагов».

    Дорожка шагов, как обязательный элемент короткой и произвольной программы фигуристов, имеет свои правила, хотя фигуристы, как правило, стараются разнообразить движения и включать декоративные элементы или движения руками. Умеренные движения корпусом также требуются по правилам ИСУ. Однако Алексей Мишин в книге «Фигурное катание на коньках» отмечает, что в дорожках оценивается прежде всего сложность и мастерство в исполнении шагов.

    В правилах 2018‒19 есть два типа дорожек - техническая (StSq) и хореографическая (ChSq). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую, пары - только хореографическую. Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −5 до +5, в зависимости от качества исполнения). Хореографическая - только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль .

    Действующие правила ИСУ регулируют исполнение дорожки следующим образом:

    Шаги должны соответствовать ритмическому рисунку музыки.

    Нельзя перемежать шаги прыжками и подскоками более чем в половину оборота, а также вращениями более чем в 1 оборот.

    В парном катании и танцах на льду в дорожку запрещается включать поддержки. Если в любую из дорожек будет включен запрещенный элемент (например, прыжок более, чем в 1 один оборот), то техническая бригада снимает с фигуристов баллы.

    Разрешено делать небольшие остановки, попадающие в такт музыки.

    В парном катании поощряется смена рук и положения партнеров (то есть партнер и партнерша меняются местами) по ходу исполнения, а также близость их друг к другу.

    Примечания [ | ]

    1. Шаги и спирали // / Под общ. ред. А. Н. Мишина
    2. Элементы фигурного катания (неопр.) (недоступная ссылка) . Icesport.ru. Проверено 26 ноября 2008. Архивировано 14 декабря 2007 года.
    3. Чайковская Е. А. Урок двенадцатый // Фигурное катание . - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 127 с. - (Азбука спорта).
    4. Твизл (Twizzle) - Элементы фигурного катания (неопр.) . Tulup. Проверено 26 ноября 2008. Архивировано 7 июня 2012 года.
    5. Описание танца «рокер-фокстрот» (англ.) , дуги 7a, 7b кавалера или 6, 7a дамы моухоком не объявлены.
    6. Шкала оценок на 2015-16 , с. 9
    7. Глава 10. Спортивные танцы на льду // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина . - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.

Фигурное катание шаги в комбинациях. Словарь терминов фигурного катания. Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена

Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть - элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах...

Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.

Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.

Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.

Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.

Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.

Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.

Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.

Борт — ограждение катка.

Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.

Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».

Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).

Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.

Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».

Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.

Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).

Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.

Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.

Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.

ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.

Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.

Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.

Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).

Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.

Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.

Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.

Кауфман — выброс акселем.

Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.

Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.

Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.

Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.

Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.

Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.

Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.

Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.

Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.

Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.

Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».

Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.

Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.

Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.

Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.

Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).

Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.

Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка "прыжок-ойлер-сальхов/флип" считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.

Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.

Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.

Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.

Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.

Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.

Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.

Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.

Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.

Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.

Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.

Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.

Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.

Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.

Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.

Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).

Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.

Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.

Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.

Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.

Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.

Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.

Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.

Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.

Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.

Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.

Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.

Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.

Совместное вращение — то же, что парное вращение.

Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.

Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.

Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.

Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.

Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.

Твизл (twizzle) — вращение в движении.

Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.

Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.

Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».

Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).

Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.

Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.

Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.

Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.

Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.

Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.

Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).

Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).

Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).

Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.

Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.

Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.

Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.

    П роизвольное катание состоит из фигур, различных по двигательному рисунку, форме, амплитуде и скорости. Значительную роль играет музыкальное сопровождение, в каждом случае диктующее оригинальное решение каждого элемента и их сочетаний. При всем разнообразии движений элементы произвольного катания можно разделить на следующие группы: шаги, спирали, вращения, прыжки во вращение и прыжки многооборотные.

    Шаги соединяют все элементы программы в единое целое и выполняются в различных скоростных режимах, в том числе в максимальном. Овладение разнообразными шагами повышает координационные возможности фигуриста, совершенствует мастерство скольжения, создает базу для изучения других элементов фигурного катания. Спирали вносят в произвольные программы разнообразие, подчеркивающее присущую фигуристам способность к длительному скольжению, требующему хорошего чувства равновесия и гибкости.

    Характерными элементами произвольного катания являются вращения, или, как их еще называют, пируэты. Исполнение быстрых, хорошо центрованных пируэтов свидетельствует о совершенной работе анализаторных систем организма, подготавливает фигуриста к овладению многооборотными прыжками - важной группой элементов произвольного катания. Прыжки в наибольшей степени отражают атлетические возможности спортсмена и считаются одним из главных технических компонентов современного фигурного катания. Решающее условие успеха в произвольном катании- высокое мастерствб выполнения всех перечисленных групп элементов, тесно связанных и гармонично дополняющих друг дpyгa.

    Органическая связь движений с музыкой, стремление возможно точно выразить эстетический замысел программы требуют от фигуриста высокого технического мастерства, выразительности и атлетизма. Именно в этом и проявляется единство двух сторон произвольного катания - технической и артистической. Повышение уровня технического мастерства открывает путь к решению более сложных эстетических задач.

    ШАГИ И СПИРАЛИ

    Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно весьма сложна. Здесь очень важны уверенное экономичное скольжение, владение шагами и спиралями различной формы, умение кататься на крутых дугах, используя широкие возможности фигурных коньков, создающих исключительно благоприятные условия для скольжения по инерции.

    Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин - комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг (рис. 45). С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д.

    Одни шаги служат для поддержания и увеличения скорости скольжения, другие благодаря оригинальности и сложности движений играют самостоятельную роль, наиболее полно и точно отражая характер музыки, ее колорит. Оба вида шагов постепенно сближаются, а в лучших композициях одновременно решают обе задачи. Простые перебежки и подталкивания заменяются оригинальными комбинациями. Повороты, перетяжки, петли, подскоки и вращения, многократно повторяемые в различных сочетаниях, значительно повышают двигательные возможности фигуриста, улучшают композиционный рисунок программы.

    Перебежка - простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад. Овладение перебежками создает основу для совершенствования шаговых движений, рождает у исполнителя чувство легкости, непринужденности и естественности скольжения.

    Перебежку вперед разучивают с помощью следующих упражнений. После небольшого разбега фигурист приседает и скользит на двух коньках, расположенных параллельно и плотно друг к другу. Следует добиваться бесшумного скольжения. Контролируют правильность выполнения упражнения по звуку: при хорошем выполнении слышен лишь легкий хруст льда.

    След должен быть тонким, почти без снежной стружки. Упражнение сначала выполняют по прямой, а затем по дугам - вправо и влево.

    Отталкивание наружной (правой) ногой. Коньком правой ноги нажимают на лед, выполняя толчок. Конек движется без проскальзывания и касания льда зубцами. В конечном положении правую ногу выпрямляют и отводят назад. Левая нога все время согнута.

    Отталкивание внутренней (левой) ногой. Из исходного положения левую ногу перемещают несколько назад и, нажимая на лед наружным ребром конька, мягко выполняют толчок, без проскальзывания и касания льда зубцами. Одновременно правую ногу выносят вперед и несколько внутрь левой и держат согнутой на протяжении всего толчка до возвращения левой ноги в исходное положение.

    Освоив скольжение на двух ногах в положении приседа, отталкивание правой и левой ногой, переходят к упрощенному варианту перебежки вперед. Каждое движение выполняют на 4 счета в следующей последовательности: скольжение на двух ногах, толчок правой ногой, толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, и т. д. Затем переходят к выполнению собственно перебежки, т. е. чередуют толчки левой и правой ногой без промежуточного скольжения на двух ногах.

    Выполнять перебежки назад проще, чем вперед. Наиболее распространенная ошибка - скобление льда зубцами конька из-за чрезмерного наклона тела вперед. Для ее устранения добиваются более вертикального положения туловища, контролируя правильность перебежки на слух: касание льда зубцами конька хорошо слышно как окружающим, так и самому фигуристу.

    Главные технические особенности перебежек - сильно согнутая опорная нога, полное выпрямление толчковой ноги в конце толчка, отсутствие вертикальных перемещений тела и непринужденное положение головы, плеч и рук.

    После овладения перебежками можно приступать к разучиванию шагов с поворотами. Многие встречающиеся в них положения являются исходными, промежуточными или конечными в более сложных элементах - прыжках и вращениях. Кроме того, повороты в шагах часто выполняют настолько слитно, что создается эффект вращения - фигурист вращается и одновременно перемещается по ледяной дорожке. Такие шаги положительно влияют на функции вестибулярного аппарата и готовят организм спортсмена к выполнению сложных вращений.

    Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот - тройка. К достаточно легким и весьма полезным относится шаг тройкой вперед-наружу. Он состоит из тройки левая назад-внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад-наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Важно четко фиксировать конечное положение поворота тройкой: в положении левой назад-внутрь правая нога выпрямлена и отведена назад. Переход на правую назад-наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад-вверх.

    В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

    Подготовительным упражнением к выполнению прыжков, в частности прыжка петлей, считается шаг тройкой назад-наружу. В исходном положении фигурист скользит ходом правой назад-наружу, левая нога впереди, затем выполняет тройку правой назад-наружу - правой вперед-внутрь и переводит левую ногу в положение назад-внутрь. После этого правую ногу ставят назад-наружу, и шаг повторяется.

    Здесь есть ряд особенностей, соблюдение которых значительно улучшает качество выполнения шага. В исходном положении плечи и голова обращены внутрь круга, свободная нога при повороте тройкой несколько развернута и скрещена с опорной впереди нее. Переход на правую назад-наружу выполняется как аналогичная перебежка назад и заканчивается тройкой назад-наружу.

    Оба рассмотренных шага весьма удобны для увеличения скорости скольжения, а при соответствующей хореографической окраске могут приобрести и определенный танцевальный характер. Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

    Часто встречается - как самостоятельно, так и в различных комбинациях - шаг крюком назад-наружу. Из исходного положения левая вперед-внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад-наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед-внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

    Весьма полезны и эффектны скобочные шаги. Они могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения. Шаги на зубцах являются хорошим упражнением для укрепления голеностопных суставов и развития мышц стопы. Здесь, как и вообще в шагах, важна хорошая осанка. Как правило, шаги на зубцах нужно выполнять так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны.

    Составляя комбинации, следует чередовать шаги, позволяющие увеличивать скорость движения, с шагами, в которых эта возможность выражена слабее.

    Спирали. К спиралям относятся элементы, при выполнении которых на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной. Спирали могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от положения тела различают ласточку, кораблик и другие позы (рис. 46). В зависимости от направления и фронта скольжения спирали выполняют на наружном и внутреннем ребрах конька, вперед и назад. Разновидностью спирали считается циркуль. При выполнении циркуля одну ногу фиксируют на льду с помощью зубцов или пятки конька, другая описывает окружность, центром которой является точка фиксации (рис. 47). Существуют комбинации спиралей, а также комбинации спиралей с циркулями.

    Красота и точность позы - важное требование, предъявляемое к спирали. Для ласточки это высоко поднятая развернутая нога, непринужденное положение головы и рук, для кораблика - выпрямленные ноги, прогнутая спина, для циркуля - положение глубокого приседа, прямая спина, поднятая голова.

    Чем выше скорость, тем эффектнее спираль. Высокая скорость скольжения улучшает зрительное восприятие, позволяет увеличить наклон тела, усиливая динамику позы. Кроме того, скольжение на большой скорости, как правило, повышает устойчивость. Часто спираль играет роль элемента, выполняя который спортсмен получает возможность отдохнуть, подготовиться к сложной части программы.

    Спирали и циркули с успехом можно разучивать в зале, на спортивной площадке. Спираль в положении «ласточка» на начальных этапах обучения можно выполнять с невысоко поднятой свободной ногой. Кораблик при недостаточной выворотности целесообразно разучивать сначала на согнутых ногах, а затем на одной выпрямленной, а другой согнутой. Но и в этом случае необходимо стремиться к высокой скорости скольжения, точности позы и соответствию ее замыслу всей композиции. При всей своей относительной простоте исполнения спирали, выполненные в оригинальной позе в соответствии с музыкой, могут стать украшением произвольной программы.

    Изучение спиралей (ласточка вперед и назад, ласточка на сильно согнутой опорной ноге, спираль в положении «пистолетик» и др.), а также циркулей - необходимое условие овладения вращениями, требующими умения сохранять равновесие в сложных статических положениях.

    Специальные упражнения в тренировке шагов и спиралей. Наряду с упражнениями для развития общей и специальной выносливости тренировка шагов и спиралей должна включать их имитацию в зале. Это поможет добиться необходимой точности выполнения каждого промежуточного положения, отработать их до автоматизма, повысить координацию движений и гибкость.

    Весьма полезным упражнением считается выполнение шагов с отягощениями в виде пояса, манжет на руках и ногах фигуриста. Это развивает силу, выносливость, повышает быстроту выполнения шагов и устойчивость позы.

    Нередко применяют отягощение в виде груза, находящегося на льду и прикрепленного с помощью шнура к поясу. Такое отягощение постоянно оказывает сопротивление спортсмену, что способствует развитию силы, необходимой при выполнении шагов и спиралей. Устройство пояса должно обеспечивать свободное вращение наружного кольца вокруг внутреннего, подобно поясу акробатической лонжи.

    Для совершенствования шагов можно использовать также резиновый амортизатор, как показано на рис. 48. Этот способ весьма эффективен при совершенствовании перебежек вперед и назад, а также шагов по кругу. При этом лучше использовать пояс, описанный выше. Резиновый амортизатор, прикрепленный к вращающемуся поясу, можно использовать и для совершенствования шагов любой конфигурации и даже всего шагового рисунка программы. Тренер скользит за спортсменом, создавая нужную степень натяжения амортизатора.

    Современное фигурное катание включает в себя четыре вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы на льду и, появившееся совсем недавно, синхронное катание.

    Первым было одиночное катание мужчин, оно было утверждено в 1871 году Венским обществом конькобежцев. Женское одиночное катание сформировалось несколько позже – в 1906 году в Швейцарии. Вскоре, в 1908г, появилось и парное катание, впервые первенство по парному катанию было разыграно в Санкт-Петербурге. А вот спортивные танцы на льду родились в Англии и лишь в 1952 году в Париже танцоры впервые разыграли свои награды.

    Элементы фигурного катания можно разбить на группы: шаги, спирали, вращения и прыжки. В парном катании есть еще тодесы и поддержки. Рассмотрим все эти элементы по-подробней.

    В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов и просто связующих элементов. Здесь ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно, с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой. Итак, шаги бывают:

    Дуга – основа фигурного катания. Скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад.

    Елочка — напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так из-за того, что при движении на льду остается след, напоминающий елку.

    Подсечка — в отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь.

    Тройка, троечный поворот — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3.

    Скобка — как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними в направлении поворота: «в круг» или «из круга».

    Твизл – шаг используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением.

    Крюк и выкрюк — еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с одного круга на другой.

    Моухок — это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным.

    Чоктау — тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра.

    Перетяжка — движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.

    Кроссрол — движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее, свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.

    Петля — элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге.

    Шассе — один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь.

    Джаксон состоит из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок, с которого Джаксон и начинается.

    Название элемента сохранилось с начала ХХ века. Если скользить на одной ноге, скорость постепенно снижается и на льду остаётся след, похожий на спираль. Различают следующие виды спиралей:

    Ласточка — в балете аналогичный элемент называется арабеском. Скользя на одной ноге, фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко, насколько позволяет его растяжка.

    Кораблик — представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве «связки».

    Бауер — вариант кораблика, отличающийся тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг другу.

    Полушпагат — при его исполнении опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду.

    Вращения

    Делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные.

    Винт — вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется.

    Волчок — вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.

    Либела — вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле, спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.

    Заклон — вращение в «прогибе» назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находиться в различных положениях.

    Прыжок в либелу — фигурист скользит вперед на левой ноге, и приземляется на правую. Вращение происходит назад.

    Наиболее эффектные элементы фигурного катания.

    Тулуп — считается самым простым из прыжков, среди сильнейших фигуристов чаще всего используется в качестве второго прыжка в каскаде. Зубцовый прыжок — перед прыжком фигурист отталкивается ото льда зубцом свободной ноги.

    Сальхов — назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова. Этот прыжок легко отличить от остальных, поскольку только в нем прыжку предшествует мах свободной ногой, фигурист как бы «подбирает под себя» свободную ногу, выталкивая себя в воздух.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал