Почтовая лошадь в карте ба-цзы. Почтовая лошадь, ее роль в истории и литературе Появление гостиниц и вольные служащие

Где казенный люд менял почтовых лошадей, иногда сильно уставших и загнанных. В ту пору не было никакого транспорта, кроме конного. Так кого возили почтовые лошади, и почему они так назывались?

В XVII веке путешествие по просторам России было событием не только серьезным, но и значимым. Для передвижения использовались сначала собственные лошади. Но они не могли преодолевать большие расстояния, уставали и нуждались в смене. На помощь путешественникам пришли лошади казенные. Они стали именоваться почтовыми, а дорога - почтовым трактом.

Почтовая лошадь и развитие отрасли

Место, где менялись лошади, сначала назывались ямом или а уж потом почтовой станцией. У каждой станции был свой смотритель, который проверял документы и давал разрешение на смену лошадей. в основном перевозил почтовую корреспонденцию и тех, кто должен был доставить эти письма собственноручно.

Ездили с почтарями и нарочные, фельдегери, да и просто путешественники по любой другой надобности. В конце XVII века государственным императорским указом было увеличено количество почтовых станций и лошадей, появилось расписание. То есть о времени прибытия почтовой лошади и экипажа было известно заранее и к его отправке далее уже все было готово.

Появление гостиниц и вольные служащие

К концу XVIII века в почтовых дворах первого и второго разряда начали появляться гостиницы, а несколько губерний даже освободили от почтового налога. В это же время вышел указ, которым было разрешено использовать почтовую лошадь вольным людям. Они могли собирать погонные деньги и пользоваться ими в своих целях. Их заработок был весьма приличным. Жалование же почтовых казенных извозчиков, наоборот, было скудным.

Названная услуга пользовалась большим спросом, особенно у государевых людей. А казна получала с увеличения количества станций и экипажей немалую прибыль. Почтовых трактов тоже становилось больше, они строились не только в сторону города Пскова, но и на Восток. Весточку как от государя, так и от простых людей ждали везде.

Лошадиные тройки и колокольчик

В это же время вместо одной впряженной в экипаж почтовой появляться тройки, а их количество стало увеличиваться пропорционально росту Холод, стужа, большие безлюдные расстояния, а в основном, непролазное бездорожье требовали большей выносливости и сил. Почтарей даже обязали вешать на среднюю дугу упряжи колокольчик и не зря.

Он извещал о прибытии экипажа на почтовую станцию, да и предупреждал встречные почтовые повозки, дабы избежать столкновения. Именно колокольчику обязаны своим появлениемв литературе почтовые лошади. Многие авторы в своих произведениях упоминали почтовую тройку и тот веселый, безмятежный звон, с которым она мчалась, доставляя пассажиров и письма.

Эстафета почтарей

Почтовый тракт размечали верстами, а счет их велся от главного почтового двора - Почтамта. Версты обозначали столбами. На каждом из них был обозначен остаток расстояния до города и уже пройденный путь. Но так уж устроена лошадь - она устает, хочет есть, пить и отдохнуть. Именно по этой причине вся почтовая служба того времени работала по принципу эстафеты.

Проехав путь до определенной станции, экипаж возвращался домой, передав почтовые отправления следующему. Для удобства, в экипаже чаще всего менялись именно лошади. Это позволяло не перекидывать груз с места на место и не терять времени. Ехать на "перекладных" означало, что груз или багаж переносили с одного экипажа на другой, а лошадей при этом не меняли. В таком случае времени на почтовой станции терялось много.

Русские ямщики в литературе

Для русских почтарей время было особенно дорого. Они имели обыкновение ездить с достаточно высокой скоростью, чем обычно очень пугали иноземцев. Многие русские произведения, упоминающие почтовых лошадей, описывали ту удаль молодецкую, которая была присуща русским извозчикам. Так, высокую скорость почтового экипажа описал и А.С. Пушкин в своем "Евгении Онегине". В седьмой главе произведения он сравнил быструю езду русских ямщиков с возницей бога Ахиллы. Посвятил он этой теме и повесть "Станционный смотритель".

Сам Пушкин частенько пользовался услугами почтарей, любил их и поминал добрым словом. Кроме него, многие писатели и поэты описывали быт и службу ямщиков (Вяземский П. А. "Станция", Чехов А. П. "Почта"), насколько трудной и опасной она была. Кстати, были и чужеземцы, которые писали отдельные главы или даже целые произведения литературы, упоминающие почтовых лошадей и русских почтарей.

Развитие почтовой службы

Год от года почтовая служба совершенствовалась, и государями вносились изменения в ее работу. Так, каждый путешественник в дорогу получал специальный документ, без которого выехать за черту города было проблематично.

Подорожная - так называлась эта бумага. Она удостоверяла личность путешественника, цель поездки. Документы подлежали обязательной проверке на почтовых станциях и караульными службами. Без подорожной бумаги было невозможно получить почтовый экипаж. Сколько лошадей будет выдано, указывалось там же и их количество зависело от чина и звания пассажира. У того же Пушкина после учебы в лицее было право на экипаж в три лошадиные силы, а генеральские чины уже могли рассчитывать на пятнадцать, а то и на все двадцать.

Путешествие на лошадях было излюбленным занятием писателей и поэтов. Дороги и связанные с ними впечатления встречаются в произведениях Карамзина, Лермонтова, Гоголя. Грусть расставания и радость встречи отмечают в своих произведениях русские поэты XVIII-XIX вв. Такие эмоции почти всегда связаны с почтовыми экипажами, с колокольчиками и ямщиками.

Почтовая лошадь, известная также под другими названиями — Путешествующая лошадь или Лошадь Богатства, относится к так называемым и как любая другая из них оказывает определенное влияние на развитие событий в судьбе человека. Она считается благоприятной звездой, хотя если элемент, которым она представлена в карте, не благоприятен ее хозяину или находится в низкой фазе Ци, или сталкивается со или другими элементами карты — ее влияние может быть далеко не благоприятным.

В большинстве случаев считается, что эта звезда символизирует любые перемещения, в том числе поездки и переезды, даже эмиграцию. Однако ее значение гораздо более широкое и может означать любые перемены, в том числе связанные с передвижениями, карьерные продвижения, приход в жизнь благосостояния и богатства, развитие и прогресс, а также готовность к ним и способность приспосабливаться к изменениям. Кроме того, эта звезда является символом скорости и может означать как в целом ускорение процесса тех или иных событий и ситуаций, так и указывать на протекание процессов, например, на быструю передачу информации.

Почтовая лошадь может находиться как внутри самой карты — и тогда будет указывать на качества характера человека, свидетельствуя о его активности, стремлении к переменам и перемещениям, к приключениям и интересным событиям, а также наличии творческих способностей, артистизма, склонности к активным видам спорта или иным активным занятиям. Или же говорить о том, что его профессия, а следовательно — и жизнь будут связана с постоянными поездками, командировками или частой сменой места жительства.

А также может прийти в , неся в жизнь не только различного рода перемещения, но и способствуя более скорому развитию событий, начатых в это время. Любые поездки и мероприятия, начатые в этот период будут получать дополнительную поддержку этой звезды, приводя к более успешным результатам. Кстати, использовать Почтовую лошадь можно не только, когда приходит ее год, но и месяц, день и даже час.

Но как уже было упомянуто, она не всегда оказывает благоприятное влияние. Будучи благоприятной для ДД и не имея столкновений и конфликтов, она несет прогресс, развитие, способности к успешным коммуникациям, решению вопросов и торговле, благоприятные перемены, а путешествия делает легкими и успешными. Однако, если она конфликтует с другими знаками или неблагоприятными звездами, или сталкивается с годом рождения, являясь личным разрушителем, разрушителем года или разрушителем месяца, последствия ее влияния могут быть не столь радужными и способны принести несчастья в дороге, препятствия в делах, безрезультатные усилия, вынужденные и нежеланные перемещения и переезды, а также суетливость, беспокойство, неуверенность и бесцельные действия, ведущие к крушению надежд и планов.

Как же найти эту символическую звезду в своей карте или в тактах? Ее определяют по году рождения или дню рождения — в зависимости от того, какое животное находится в Столпе года или Столпе дня в карте ба-цзы, смотрят, какое животное ему соответствует. В приведенной таблице найдите свое животное года или дня рождения и определите, каким животным для вас является Почтовая лошадь.

К примеру, для тех, кто родился в год Козы, Почтовой лошадью будет Змея. А для рожденных в год Лошади — Обезьяна.

При обнаружении Почтовой лошади в своей карте или приходящих Столпах Удачи можно определить, с какой сферой жизни будут связаны перемены или перемещения, которые она сулит. Это будет зависеть от того, каким аспектом жизни представлен ее элемент по отношению к Стихии личности.

Если она будет представлять Ресурсы, то поездки или перемены будут связаны с обучением, как вашим, так и с вашей стороны — то есть вы можете отправиться в поездку с целью провести обучающий семинар, или представить партнерам новый проект и т.д. А может, это будет поездка на отдых или к родственникам, где вы восполните свои внутренние ресурсы — жизненные силы. Или с целью приобретения недвижимости, как вида ресурсов.

Представляя аспект Власти — будет говорить о связи с рабочими вопросами, возможно, выполнение поставленной задачи, встреча с начальством, или обретение новой должности или вообще места работы. Аспект Самовыражения будет свидетельствовать о новых знакомствах, представлении и проявлении себя, своих способностей и возможностей, а также непосредственно о самом путешествии как таковом.

Если это будет аспект Денег — то поездка или перемены будут связаны с денежными вопросами, возможно, это будет касаться бизнеса, новых перспектив для заработка — новых вложений или партнеров и т.д. Ну и аспект Друзей говорит сам за себя, отражая связь с друзьями или, возможно, конкурентами или партнерами.

Итак, как мы видим, в целом Почтовая лошадь является предвестником благоприятных событий и даже более того — сулит скорейшее решение вопросов и ситуаций, на которые указывает. Однако, не стоит забывать, что карта ба-цзы — это далеко не самая простая вещь, требующая глубокого детального подхода. Поэтому прежде, чем делать какие-либо далеко идущие выводы, не забудьте учесть все нюансы и посмотреть все возможные комбинации элементов, которые она содержит. И тогда удача, которую вы увидите в ее знаках действительно не обойдет вас стороной.

С этой статьей читают

Прочитайте.

А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. <…> Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах . <…> Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи , быть иноходцем или скакуном? –нежели заниматься тем, что не существует.

(А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Б) Прочтя печальное посланье,
[…] тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

  1. Объясните, что означают выделенные выражения.
  2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б).
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём – 150–200 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. «Табель о рангах» – документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами.

Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл).

«Почтовая кляча» – лошадь на почтовой станции. Система почтовых

станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла).

«По почте поскакал» – воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл).

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла).
  2. Монолог почтовой лошади.

Задание 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ

Был сильный вихорь, сильный дождь;
Кипя, ярилася пучина;
Ко брегу Рино, горный вождь,
Примчался с дочерью Уллина.

«Рыбак, прими нас в твой челнок;
Рыбак, спаси нас от погони;
Уллин с дружиной недалёк:
Нам слышны крики; мчатся кони».

«Ты видишь ли, как зла вода?
Ты слышишь ли, как волны громки?
Пускаться плыть теперь беда:
Мой чёлн не крепок, вёсла ломки».

«Рыбак, рыбак, подай свой чёлн;
Спаси нас: сколь ни зла пучина,
Пощада может быть от волн –
Её не будет от Уллина!»

Гроза сильней, пучина злей,
И ближе, ближе шум погони;
Им слышен тяжкий храп коней,
Им слышен стук мечей о брони.

«Садитесь, в добрый час; плывём».
И Рино сел, с ним дева села;
Рыбак отчалил; челноком
Седая бездна овладела.

И смерть отвсюду им: открыт
Пред ними зев пучины жадный;
За ними с берега грозит
Уллин, как буря беспощадный.

Уллин ко брегу прискакал;
Он видит: дочь уносят волны;
И гнев в груди отца пропал,
И он воскликнул, страха полный:

«Моё дитя, назад, назад!
Прощенье! возвратись, Мальвина!»
Но волны лишь в ответ шумят
На зов отчаянный Уллина.

Ревёт гроза, черна как ночь;
Летает чёлн между волнами;
Сквозь пену их он видит дочь
С простёртыми к нему руками.

«О, возвратися, возвратись!»
Но грозно раздалась пучина,
И волны, чёлн пожрав, слились
При крике жалобном Уллина.

Критерии оценивания Баллы
Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания;

наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Обращение к тексту для доказательств, использование

литературоведческих терминов.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоно

вом материале.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и

пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку

материала).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Еще недавно, до тракторов, на лошадях пахали, боронили, впрягали их в жнейки, возили зерно и прочие сельскохозяйственные продукты и другую поклажу. Но во времена, о которых сейчас пойдет речь, и сельском хозяйстве лошадь не использовали. Пахали на быках, верблюдах и ослах, на них же перевозили всякие тяжести. Лошадей разводили и берегли главным образом для войны. В мирное время они выполняли не сельскохозяйственные работы, а перевозили почту и пассажиров,
В Древней Греции, Индии, Египте и в Риме (пока его владения не распространились за Апеннинский полуостров) почтовых лошадей не было. Всякого рода известия и письма разносили гонцы-скороходы. Первые почтовые лошади появились в Персии при царе Кире. Конные гонцы назывались у персов «ангары». Они были на содержании у правительства и развозили послания, имевшие государственное значение. Греческий историк Геродот рассказывает о почтовой дороге длиной в 2500 километров из Сард в Сузы, зимнюю резиденцию персидского царя. На дороге было 111 станций, где всадник-гонец передавал, как эстафету, свои донесения другому гонцу. Такая же дорога с переменными лошадьми и всадниками вела из Суз в Вавилон и, надо полагать, в другие города Персидского царства.
Александр Македонский, покорив Персию, сохранил почтовые дороги и почтовых лошадей.
Примером персов воспользовался римский император Август. Он учредил так называемый «Kypcyс публикус»-«Общественное движение». Не каждый член римского общества мог пользоваться этой почтой, а только государственные чиновники. «Общественной» же она называлась потому, что все общины, через которые проходила дорога, несли почтовую службу. При станциях, где меняли лошадей, были конюхи, ветеринары и солдаты, которые несли охрану. На каждой станции было около сорока лошадей.
От названия этих станций «Стацио позита» произошло и слово «почта».
Огромные пространства от Британии до Кавказа, от устья Рейна до Ливийской пустыни преодолевались в сравнительно короткие сроки.
Цезарь, пользуясь переменными лошадьми, взятыми внаем у частных лиц, проезжал за сутки по 160 километров. А император Тиберий на лошадях государственной почты одолевал в день вдвое большее расстояние.
Позднее в Азии у арабов тоже существовала хорошо поставленная почтовая служба. Но еще лучше у татар. Марко Поло, венецианский путешественник, который был в гостях у Кублай-хана, внука Чингисхана, писал, что по всей огромной империи монголов протянулись почтовые дороги (собственно говоря, не дороги, а протоптанные пути).
Если гонец вез особо важные донесения, ему выдавали «ярлык»- дощечку с изображением сокола, и тогда все встречные должны были оказывать ему помощь. А на станциях стояли готовые к выезду кони. Гонец еще издали извещал о своем прибытии: трубил в рог. Если его лошадь пала, гонец предъявлял свой «документ» и забирал коня у любого, кого встречал в пути.
Марко Поло пишет, что такой гонец проезжал будто бы в день 400 километров!
Чтобы сидеть прямо и не упасть, переутомившись в пути, ноги и тело особых гонцов туго перебинтовывались. Лучшие гонцы очень ценились. Чтобы они никуда не могли уйти, не соблазнились бы иным каким-нибудь делом, их изуверски калечили: отрезали нос, уши, руку и обе коленные чашечки. Ни стоять, ни ходить изуродованный человек не мог, «зато ездил как черт».
В средние века в Европе существовала так называемая «почта мясников». Цехи мясников, членам которых при закупках скота приходилось много разъезжать по разным провинциям и странам, обязались развозить почту. За это цехи освобождали от разных других повинностей. Очень хорошо было поставлено почтовое сообщение у церквей и монастырей: здесь переписку между прелатами разных стран развозили странствующие монахи.
Регулярная почта, похожая на нашу, родилась в конце средневековья. Франческо де Таксис, итальянский дворянин из Бергамо, предложил некоторым королям Европы наладить международную сеть почтовых сообщений и перевозку пассажиров за определенную плату (слова «такса» и «такси» произошли от фамилии Таксисов, члены которой на века - от начала XVI до XIX столетия - завладели монополией перевозки писем, груза и людей между странами, подписавшими с ними соответствующий договор).
Дело у Таксисов сразу пошло на лад. За заслуги в образцово поставленной почтовой службе роду Таксисов было даровано в Германии специально для них учрежденное звание генерал-почтмейстеров (это в 1595 году), а в 1686-м семья Таксисов была причислена к княжеским родам Германской империи.
Таксисы очень активно и успешно защищали свою монополию на почтовые и пассажирские перевозки. Не только частные лица, но даже государства должны были выкупать у них это право за немалые деньги. Так, например, сделала это Пруссия в 1867 году, уплатив три миллиона талеров.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. < > Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах. < > Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем или скакуном? нежели заниматься тем, что не существует. (А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву») Б) Прочтя печальное посланье, тотчас на свиданье Стремглав по почте поскакал И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман 1. Объясните, что означают выделенные выражения. 2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б). 3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. «Табель о рангах» документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл). «Почтовая кляча» лошадь на почтовой станции. Система почтовых станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла). «По почте поскакал» воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл). 1

2 2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла). 3. Монолог почтовой лошади. Занимательность содержания, точность описаний, наличие/отсутствие фактических ошибок Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений Единство стиля и общая логика Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 0 10 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 25 баллов Выберите для аналитической работы только один вариант: прозаический ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вариант 1 Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая,) ДУРАКИ На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурнее, тем круглее. Однако если прислушаешься и приглядишься поймёшь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека. Вот дурак, говорят люди. Вечно у него пустяки в голове! Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове! В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознаётся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьёзности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно дурак постоянно всё обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе. Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно. Дурак всегда рассуждает. Простой человек, умный или глупый, безразлично, скажет: Погода сегодня скверная ну да всё равно, пойду погуляю. А дурак рассудит: Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно. Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже всё решил, понял и всё знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами и каждую мысль закруглит. 2

3 При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идёт вперёд, и это во всём: и в науке, и в искусстве и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит. Что такое? Какие там вопросы? Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы: 1) Здоровье дороже всего. 2) Были бы деньги. 3) С какой стати? Постулат: Так уж надо. Где не помогают первые, там всегда вывезет последний. Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лица у них приобретают с годами глубокое и вдумчивое выражение. Они любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком. Солидный человек. Не вертопрах, говорят о дураке. Только что-то в нём такое Слишком серьёзен, что ли? Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он всё время находится в состоянии тяжёлого недоумения: Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда всё так ясно и кругло? Видно, не понимают; нужно им объяснить. Что такое? О чём вы горюете? Жена застрелилась? Ну так это же очень глупо с её стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она бы могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего! Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги! Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни. Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно. И все должны жениться на немках. Почему уж на немках? спрашивали у него. Да так уж нужно. Да ведь этак, пожалуй, и немок на всех не хватит. Тогда дурак обижался: Конечно, всё можно обратить в смешную сторону. 3

4 Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился: Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому, что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил. А в Петербурге когда ещё соберёшься! В обществе дураки народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: «А вы всё хлопочете», и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесёт. Я люблю Шаляпина, ведёт дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поёт. А почему хорошо поёт? Потому что у него талант. А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив. Всё так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнёшь и покатится. Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет. Они признаются всеми за дельных и серьёзных людей. Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах. Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно. Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах. Всё поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьёзно и представительно, что его всюду принимают с почётом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов. Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает. Это чьи стихи сейчас читали? Бальмонта. Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю. Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает. Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал! И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше. Большинство дураков читают мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые. Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Всё, что он всасывает глазами, вываливается у него из затылка. Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят: По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак! Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма её дураков. 4

5 И часто надолго остаётся нерушим круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует ктонибудь: О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвёт круг. (1912) Вариант 2 Василий Андреевич Жуковский () УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ Был сильный вихорь, сильный дождь; Кипя, ярилася пучина; Ко брегу Рино, горный вождь, Примчался с дочерью Уллина. «Рыбак, прими нас в твой челнок; Рыбак, спаси нас от погони; Уллин с дружиной недалёк: Нам слышны крики; мчатся кони». «Ты видишь ли, как зла вода? Ты слышишь ли, как волны громки? Пускаться плыть теперь беда: Мой чёлн не крепок, вёсла ломки». «Рыбак, рыбак, подай свой чёлн; Спаси нас: сколь ни зла пучина, Пощада может быть от волн Её не будет от Уллина!» Гроза сильней, пучина злей, И ближе, ближе шум погони; Им слышен тяжкий храп коней, Им слышен стук мечей о брони. «Садитесь, в добрый час; плывём». И Рино сел, с ним дева села; Рыбак отчалил; челноком Седая бездна овладела. И смерть отвсюду им: открыт Пред ними зев пучины жадный; За ними с берега грозит Уллин, как буря беспощадный. Уллин ко брегу прискакал; 5

6 Он видит: дочь уносят волны; И гнев в груди отца пропал, И он воскликнул, страха полный: «Моё дитя, назад, назад! Прощенье! возвратись, Мальвина!» Но волны лишь в ответ шумят На зов отчаянный Уллина. Ревёт гроза, черна как ночь; Летает чёлн между волнами; Сквозь пену их он видит дочь С простёртыми к нему руками. «О, возвратися, возвратись!» Но грозно раздалась пучина, И волны, чёлн пожрав, слились При крике жалобном Уллина. (1833) Критерии оценивания Баллы Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания; 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность. 10 Шкала оценок: Обращение к тексту для доказательств, использование 5 литературоведческих терминов. Шкала оценок: Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоновом материале. 5 Шкала оценок: Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и 5 пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 6


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. - Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального

Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, гл.) и выполните задания. Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра!

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. Ответы: 4-стопный ямб 4-стопный хорей 4-стопный дактиль 4-стопный амфибрахий 1, 8, 10 4, 5, 6 3, 9 2, 7, 11 За каждый полностью верно записанный

Прочитайте внимательно фрагмент из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Действие) и выполните задания. Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Трофимов. О чем это? Гаев. О гордом человеке.

Прочитайте внимательно фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (гл. «Максим Максимыч») и выполните задания. Лошади были уже заложены; колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей

Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

Глава 4 21 Александр Король Язык обстоятельств (это не мои друзья и не мой образ «я самозванец») Ты же родился в этом мире такой как все первоначально.. Естественно есть судьба и социум.. Но а как же ты..

«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

Беседа 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ ЛОГИКИ Что мы будем рассматривать и обсуждать во второй беседе? Науку логики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, про которую Энгельс высказывался в том плане, что, по сути дела,

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 10 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1830 1, 3 1845 2, 5 1861 6, 8 1869 Вне хронологической линейки: 4, 7.

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Дополнительный вариант 1.Общая характеристика олимпиадных

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Максимальный балл за все задание 4. 1890 2, 3 1905 4, 6 1915 1 1922 Вне хронологической линейки: 5, 7, 8.

Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и выполните задания. Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых

Итоговое сочинение 2015 2016 учебный год Нормативно-правовая база проведения и оценки итогового сочинения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Урок 4 Грех Представьте себе, что ваш друг подарил вам дворец, полный всевозможных замечательных вещей, и устроил все для вашего удовольствия. Он сделал вам только одно предупреждение: Прошу тебя, не прыгай

Прочитайте внимательно фрагмент из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (глава 7) и выполните задания.... Я несчастлива оттого что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете:

Инструкция по выполнению задания Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

День Знаний Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас всех снова видеть в нашем музыкальном зале. Сегодня особенный, праздничный день. Вся страна отмечает замечательный праздник День Знаний.

Прочитайте внимательно фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (Том первый, глава одиннадцатая) и выполните задания.... жили в одном отдаленном уголке России два обитателя. Один был отец семейства,

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика ТЕСТ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

«Образование в Политехническом университете залог успешного завтрашнего дня» Эта жизнерадостная девушка из Вьетнама очень любит Санкт-Петербург. Данг Тхи Суан приехала в Северную столицу несколько лет

НА ПРОГУЛКЕ Привет! Меня зовут Маруся. Когда я была маленькая, мне совсем не хотелось идти в школу. Учиться с мамой читать и писать я тоже не хотела. И тогда мама сочинила историю, которую я хорошо запомнила

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава) и выполните задания. Что ж здесь именно так не понравилось? Все, вечная беготня взапуски, вечная игра

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучше организовывать так: внимательно

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме: «Представление православных христиан о Боге» Выполнила: Орлова Инна Борисовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 14 г. Мытищи 2015г. Цели: 1.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Прочитайте внимательно фрагмент из повести В. Г. Распутина «Живи и помни» (гл. 7) и выполните задания. Сколько годов была привязана Настена к деревне, к дому, к работе, знала свое место, берегла себя,

Сила принятого решения! В Мире существует сила, которая включает любовь, веру, доверие, доброту, прощение или наоборот... Зло, горечь, гордость, непрощение! Эта сила заложена Богом в нашу природу человека,

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение

Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Поясните, можно ли считать слова Аносова монологом, и приведите

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Не зависимо от возраста, внешности и статуса, женщине необходимо сохранять женственность. Очень сложно воспринимать женщину у которой мужской характер или еще хуже, мужские манеры или мужские принципы

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

1 Учитель: Здравствуйте, ребята! День рождения 3 класса (1 сентября). Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:

Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше

Предисловие 8 Жизнь, Полная Женщин: учебник по соблазнению Уважаемые дамы! Не трогайте, пожалуйста, эту книгу. Честное слово, ничего интересного вы тут не найдете. Мы обязательно напишем хорошую книгу

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания. Одна бедная мать не спала; она приникла

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного этапа Заключительный этап

Прочитайте внимательно фрагмент повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (глава X) и выполните задания. Подожди, сказал князь Василий Львович*, сейчас все это объяснится. Главное, это то, что я вижу

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал