Яхтенные регаты: спорт под парусом. «Новые яркие впечатления, связанные с физической активностью - сближают людей»

Чемпионат по гонкам на яхтах, гребных и моторных судах называется "регата". Значение слова заимствовано от итальянского regata (конкуренция), корень - riga (ряд, линия). Термин jacht (погоня) применяли голландцы, уже в былые времена их быстроходные лодки преследовали пиратов.

Конкуренция на фоне веселья

Сегодня соревнования - часть корпоративной медиадеятельности. Отличительная их черта - красивое, до мелочей стильное в цвете и дизайне зрелище. В сетевом доступе регулярно размещаются репортажи событий мирового состязания. Регата, фото которой передает дух и значимость дружеских стартов (церемонии награждения, гала-концерты, фейерверки), пользуется огромной популярностью. Эталоном для яхтсменов являются древнейшие гонки Ковес (между южным побережьем Англии и островом Уайт в проливе Те-Солент), неделя Антигуа Сидней Хобарт Подобные мероприятия - превосходная платформа для создания сети по развитию парусного спорта.

Почему именно

Независимо от расположения акватории, парусное сообщество отличается доброжелательностью и гостеприимством. Здесь всегда рады помочь почувствовать гордость достижений. Обучение яхтингу - бесценный опыт, спортсмен приобретает его в тишине открытых вод, с ветром и волнами. Регата - это вид спорта, в котором большое значение имеет выдержка, навыки, умения. Готовы сняться с якоря и отплыть сейчас? Узнайте больше о водных гонках.

Уровень мастерства

Парусный спорт увлекает и любителей, и профессионалов. Профи принимают участие в регатах разного плана: на короткие дистанции, трансокеанские, кругосветные. Судна участников впечатляют высокими технологиями и скоростными качествами.

Начинающие моряки понимают реальную перспективу. Состязания мирового уровня и интервью известных яхтсменов вдохновляют на собственные подвиги. Яхт-клубы дают такую возможность, здесь проводят старты в домашних водах. Когда привычная акватория становится маленькой, открывается море - международные соревнования. Следующей ступенью может стать серьезная кругосветная гонка. Все любительские регаты сопровождаются наставниками.

Виды парусных гонок

Старты проходят в формальных условиях, где приняты общие правила, графики, процедуры. В состязаниях регату классифицируют на три формата:

  1. Флотилия - универсальная регата, соревнования проходят для отдельных подгрупп по правилу каждый сам за себя.
  2. Командная гонка - формат отличается особой тактикой и спортивной интригой. В составе могут участвовать 2, 3 и 4 яхты.
  3. Матч-рейсинг, или эстафета на короткую дистанцию между двумя идентичными по конструкции яхтами. В сложном техническом виде участвуют профи-моряки, обладающие не слабой динамикой мышления. Накал страстей в противостоянии экипажей, умелое владение судном и тактические приемы делают состязания зрелищными. Значение итальянского слова riga и голландского термина jacht вкупе отражают смысл вида: гонки по прямой.

Группы флотилии

Флот разделяют на две категории: смешанный и монотипный. Последний отличается легкостью в судействе и организации. К финишу первым приходит экипаж с высоким уровнем подготовки. Часто вид этой регаты встречается на коротких и олимпийских дистанциях.

В смешанной гонке пересечь финишную черту - не значит победить. Для проведения соревнований участники распределяются на дивизии со схожими техническими характеристиками. Также, чтобы уравновесить шансы, используется фора, или судейство методом гандикапа. Чемпион определяется по рейтинговой системе. По окончании дистанции высчитывается индекс яхты, ее фора, мощность.

Регата - это гонка со множеством номинаций, поэтому моряки и любители испытывают к ней особый интерес.

Парусная регата: экипаж

Одиночный экипаж часто выходит в открытый океан и кругосветное плавание. Это технически сложный вид, поскольку работу нескольких человек выполняет один моряк. Не исключены бытовые заботы, так одиночкам не остается времени на отдых. Используя автопилот, можно обеспечить себе получасовой сон. Во время состязаний необходимо строгое соблюдение правил безопасности. Участники предельно осторожны, в работе используют страховку, особенно в плохую погоду. Дальняя регата - это сложный опыт для любого профи.

Соревнования парных экипажей проходят в открытых водах океана. Длительность заплыва исчисляется месяцами, поэтому психологическая выдержка особенно важна. Мероприятия по безопасности такие же, как в одиночном виде. Здесь также участвуют шкиперы-профессионалы.

Регата полного экипажа стартует на дистанциях разной величины. Количество моряков зависит от конструкции яхты. На борту иногда собирается от 8 до 30 человек.

Дистанция: гонка до 1000 км

Регата на короткую дистанцию проходит в заливах и портовых гаванях. По времени соревнование занимает несколько часов. Гонками особенно увлечены зрители, ведь все видно в деталях, что не представляется возможным в других видах.

Маршрут классический: на водной трассе преодолеваются препятствия в виде петель и треугольников, их указателями являются буйки. Соревнование тактическое, любой промах в начале гонки отражается на результате. Длина трассы варьируется от нескольких кабельтовых до нескольких километров (1 кабельтов равен 185,2 метра).

Участие принимают судна разной конструкции, здесь можно видеть катамараны и яхты со шкилем. Лодкам приличных габаритов на прохождение выделяют больше времени.

Соревнования в домашней акватории, в зоне видимости от берега называются прибрежной регатой. Матросы преодолевают расстояние от 30 до 350 км. Обычно это шестичасовая гонка по круговому маршруту: где старт, там и финиш.

Дальнее плавание

Регата - это символ товарищеской конкуренции.Яхтсмены, рискуя жизнью, отправляются через океан, ими движет экспансия и страсть покорения безбрежной пучины.

  • Трансокеанская . Несмотря на оснащение гоночных яхт современным материалом и технологиями, курс в океане не становится проще. Погода в безбрежных водах - доминирующая черта состязания. Порой всегда желанный ветер-помощник оказывается вредителем. Пройти технически сложную дистанцию (от 1300 до 3000 км) может подкованный опытом моряк на судне высокого уровня. Маршрут пролегает через воды Атлантического и Тихого океана. Океанская регата - соревнование для смелых, почет и слава ждет тех, кто его преодолевает.
  • Кругосветная . На прохождение расстояния в 40000 километров у шкиперов уходят месяцы. Правила состязаний запрещают надолго задерживаться в портовых городах. Следуя строгому регламенту, моряки большую часть времени находятся в открытых водах. Кругосветная регата - это вершина мастерства в яхтинге. По завершении маршрута отважные герои становятся мастерами высшей категории.
  • Офшорная . Особенность регаты-трасса, она лежит вне видимости берега. Протяженность колеблется от 250 до 1600 км. Состязания основаны на стратегии, зависящей от ветра, поэтому моряки выбирают выгодный курс в произвольном исполнении. Возможность самовыражения не выпадает на прибрежных стартах и в гавани.

Ежегодно парусный спорт развивается, общественные мероприятия проводят везде, где есть акватория. Регата на яхтах всякий раз дает что-то новое, захватывающее. Она бросает вызов каждому, кто готов сыграть с ней на водном поле.

|
регата, регата трети март
Рега́та (итал. regata, от riga - ряд, линия; стартовая линия) - крупное, обычно традиционное, соревнование по парусному или гребному спорту, состоящее из серии гонок для судов разных классов (иногда регатой называют соревнования по водно-моторному спорту или соревнования радиоуправляемых яхт).

Одной из первых известных регат была состоявшаяся в 1740 году Венецианская регата гондольеров. С середины XIX в. регаты по парусному и гребному спорту стали проводиться в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, с конца XIX - начала XX вв. - в скандинавских странах, России, США, Канаде, странах Латинской Америки и др.

Мировую известность получили Хенлейская регата по академической гребле (проводится с 1839 года на реке Темза у города Хенли, вблизи Лондона), Кильская парусная регата (1897, Кильская бухта Балтийского моря, Германия).

Регатой называют также соревнования по парусному спорту, включенные в программу Олимпийских игр, и предшествующие им предолимпийские состязания.

  • 1 Принципы проведения регат
  • 2 Классификация парусных соревнований
    • 2.1 по району плавания
    • 2.2 по типам или классам яхт
    • 2.3 по профессиональному цензу
    • 2.4 по составу экипажа
    • 2.5 по виду дистанции
    • 2.6 по длине дистанции
    • 2.7 по правилам проведения соревнований
  • 3 Международные парусные регаты
  • 4 Российские парусные регаты
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Принципы проведения регат

Как и любое соревнование, регаты призваны выявить сильнейших среди яхтсменов. Так как парусный спорт является техническим видом и многое в результатах зависит от яхты, то основной задачей является корректное сравнение результатов с целью выявить фактическое мастерство яхтсмена.

Существует несколько подходов:

  • Монотип . Чтобы исключить неравенство каждой яхты по конструкции, гонки проводятся на практически одинаковых яхтах. Конструкция таких лодок жестко задана, отступление от неё может караться дисквалификацией.
  • Гандикап . Яхты обмеряются в соответствие с расчётной методикой, учитывающей конкурентные особенности лодки. Каждой яхте присваиваются гандикапные баллы, определяемые в мерительном свидетельстве. На старте гонки яхты формируются в группы сходных баллов. Время, показанное экипажем каждой яхты, корректируется в соответствии с баллом, и по этому времени определяется результат. Таким образом, порядок прихода парусных судов на финиш может отличаться от финального протокола.
  • Обмерная формула . Подход сходен с гандикапной системой в части обмера яхты. При конструировании задается обмерная формула, которой должна соответствовать лодка. Считается, что яхты, удовлетворяющие обмерной формуле, равны, и результат может подводиться по приходу парусных судов на финиш без пересчёта времени. то же время данный подход позволяет более свободно подходить к проектированию яхт, искать скрытые возможности для улучшения конструкции.

Классификация парусных соревнований

по району плавания

  • кругосветные
  • океанские
  • морские
  • локальные

по типам или классам яхт

  • монотипы
  • макси-яхты
  • яхты, соответствующие обмерной формуле
  • крейсерские килевые яхты и швертботы
  • однокорпусные
  • катамараны
  • тримараны

по профессиональному цензу

  • профессиональные
  • любительские
  • смешанные

по составу экипажа

  • одиночные
  • командные
  • возрастные
  • по половому признаку

по виду дистанции

  • этапные
  • рейсовые

по длине дистанции

  • короткие
  • длинные

по правилам проведения соревнований

  • матчевые
  • командные
  • с пересадкой
  • гандикапные
  • по приходу

Международные парусные регаты

  • Балтийская регата - проводилась ежегодно с 1946 года, впервые была проведена в Ленинграде
  • Vendee Globe
  • VELUX 5 Oceans Race (предыдущее название - Around Alone)
  • Volvo Ocean Race
  • Rolex Fastnet Race
  • Rolex Middle Sea Race
  • RORC Caribbean 600
  • Rolex Sydney Hobart Yacht Race
  • Кубок Америки
  • Tall Ship" Races (предыдущее название - Cutty Sark)
  • Регата "Adventure Race 80 degrees"
  • Регата "Ust Luga Cup"

Российские парусные регаты

  • Российский чемпионат в классе монотипов "Laser SB20"
  • Кубок Камы
  • OCEAN MEDI CUP
  • Банковский кубок
  • Регата Морской Корпус
  • Русская Парусная Неделя Volvo
  • Российская Бизнес Регата
  • Кубок Российского бизнеса
  • Верхневолжская парусная регата
  • Кубок Волги
  • Кубок Залива Петра Великого
  • Кубок Балтийского моря
  • Онежская регата
  • Соловецкая регата
  • Регата Кабестан

Литература

  • Регата // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Гонка судов или шлюпок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Примечания

  1. Седьмая Международная Балтийская регата
  2. Э. Калныньш. Седьмая Балтийская регата. 1954

Ссылки

  • Регата - статья из Большой советской энциклопедии
  • Регата в Большой олимпийской энциклопедии.

регата, регата 1980 таллин эстония, регата варна, регата кор кароли, регата литвинова, регата съединение, регата тол шипс, регата трети март, регата ченъл къп, регата чипилски

Регата Информацию О

В парусном спорте все регаты делятся на 5 типов, каждое соревнование сочетает в себе следующие метрики:

ЭКИПАЖ

Одиночные
Парные
Полные

ФЛОТ

Монотипы
Смешанные

ФОРМАТ

Гонки флота
Матч-рейсы
Командные

УРОВЕНЬ

Любительские
Профессиональные

Парусный спорт всегда был уникальным. Одна из причин - огромное разнообразие парусных регат, проводящихся во всем мире. Разные локации, парусные яхты , специфические дистанции и особые правила делают яхтинг необычайно привлекательным - яхтсмены здесь не скучают! Но прежде чем посвящать свое время яхтингу, особенно это касается новичков, не помешает немного разобраться в регатах - какими они бывают?

ДИСТАНЦИЯ

Регата с коротким курсом

Такие гонки проводятся обычно в гавани и продолжаются от 15-20 минут до нескольких часов. Длительность определяют организаторы, но Международная федерация парусного спорта готовит специальные рекомендации на этот счет, руководствуясь правилом, что чем больше размеры у яхт-участниц, тем больше времени им необходимо дать.

Дистанция состоит из нескольких петель или треугольников, огибающих буйки, которыми размечают маршрут. Длина маршрута составляет обычно от нескольких кабельтовых (1 кабельтов — 185, 2 м) до нескольких миль. Старт и финиш обозначают буйками.

Чаще всего яхты стартуют на участке между судейским судном и стартовым буйком, как на Кубке Америки (про Кубок Америки ), например. В таком случае их главная задача — быстро набрать ход в этом промежутке и выйти за стартовый буек на максимальной скорости.

Такие гонки очень интересны с точки зрения тактической борьбы, ведь соперники гоняются близко друг с другом, особенно если сравнивать с теми же океанскими регатами. Любой промах шкипера сразу заметит соперник и будет стараться использовать. В регатах с таким маршрутом могут участвовать самые разнообразные суда — катамараны или классические яхты с килем, этот формат соревнования подойдет почти всем, кроме, разве что, крупных океанских яхт.

Петли вокруг буйков могут “выписывать” яхтсмены с самым разным уровнем мастерства. Ведь подобная дистанция — классика, ее можно встретить на регатах любого уровня: от местных любительских до Олимпийской дистанции.

Extreme Sailing Series — стремительно набирающая популярность регата как раз такого типа. О парусной регате Extreme Sailing Series читайте . Специально спроектированные катамараны гоняются в коротких гонках по несколько минут в гаванях самых красивых портовых городов мира. Драйва и скоростей этой гонке не занимать! Для зрителей особенно важно, что они могут рассмотреть парусную регату в деталях своими глазами — в океанских и даже прибрежных гонках они лишены такого удовольствия.

Оффшорная регата

Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль. Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности.

Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.

Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате , например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно ) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и , то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.

Прибрежная регата

Прибрежные регаты отличаются от регат с коротким курсом большей длительностью маршрута. В среднем дистанция составляет 20-50 миль, но встречаются соревнования и с более долгим маршрутом, иногда в 3-4 раза. В зависимости от этого варьируется и время, которое экипажи проводят в море. Часто организаторы рассчитывают на то, что яхтам понадобится порядка 6 часов на прохождение маршрута. Но встречаются прибрежные гонки длящиеся сутки и более.

Название этого типа дистанции объясняется довольно просто — гонка проходит в пределах видимости с земли или же в промежутке между берегом и близлежащими островами. Финишируют яхты, в большинстве случаев, в месте старта, однако, бывают и исключения, как пример — греческая Rodos Cup . О Родос Кап . Здесь яхтсменам приходится стартовать с о. Кос, а заканчивать дистанцию на Родосе.

Частенько организаторы совмещают два типа регат — и с коротким курсом, и прибрежные проходят в рамках одного соревнования. Увидеть это можно на примере турецкой регаты Marmaris International Race Week больше информации . Три небольших гонки проходят в гавани, а две другие — у берегов Мармариса.

Участникам прибрежной регаты следует помнить о специфических условиях, выдвигаемых организаторами, в первую очередь, в сфере безопасности экипажа и технического оснащения судов.

Трансокеанская регата

Трансокеанские регаты — следующая ступенька после гонок открытого моря. Их особенность в том, что маршрут проходит через весь океан или через значительную его часть. Протяженность дистанции высчитывают по-разному. В некоторых источниках она указывается от 2000 миль, в то же время Международная федерация парусного спорта (ISAF) квалифицирует как океанскую любую регату, с маршрутом более 800 миль.

По объективным условиям, Северный ледовитый океан не пользуется популярностью у яхтсменов, как и Индийский, но второй уже по причинам историческим. В первую очередь соревнования устраивают в Тихом и Атлантическом океане. Причем именно трансатлантические рейсы стали особенно популярны и сейчас существует несколько регат с подобным маршрутом.

Конечно, чтобы пересечь океан требуется немалое мастерство. В то же время сейчас проводятся несколько любительских регат — South Transatlantic Race или OSTAR послужат отличным примером. Но и для таких соревнований существуют жесткие правила безопасности. Они касаются всего — выучки экипажа, радиосвязи, НЗ воды и продуктов, технического состояния судов. Впрочем, почет после завершения такого плавания обеспечен любому, даже непрофессиональному яхтсмену.

Кругосветная регата

Кругосветные регаты — это высший пилотаж в мире яхтинга, а шкиперы, закончившие их, считаются настоящими асами. Неудивительно — минимальная протяженность дистанции таких гонок достигает 40 000 км! В большинстве случаев такие регаты проходят на специальных гоночных океанских яхтах — класса Volvo 70, IMOCA 60 и других. Отличают такие соревнования еще и по количеству экипажа — с полным, парным или одиночные кругосветные регаты.

В среднем на прохождение дистанции у яхтсменов уходит несколько месяцев. Организаторы часто жестко регламентируют возможности остановок в портах для участников — в итоге львиную долю времени яхты проводят в открытом океане. Из-за сложности и дороговизны, кругосветных регат несоизмеримо меньше, чем трансокеанских или оффшорных.

Первую подобную гонку организовала в 1968 г. газета Sunday Times. Сейчас, через 50 лет, у шкиперов выбор побольше — есть и командная Volvo Ocean Race (подробно о регате ), и одиночная Vendee Globe, и несколько других, не менее интересных.

ЭКИПАЖ

Еще одним способом классификации регат стало разделение их по количеству яхтсменов в команде яхты-участницы. На сегодня существует три основных типа парусных гонок:

Регаты одиночных экипажей (single-handed)

Следует сказать, что данный термин стоит употреблять правильно. Фактически, к single-handed можно отнести довольно много соревнований, в том числе те, где участвуют маленькие яхты (класса Optimist или El Toro) — такие суда в принципе строились и конструировались на одного человека. Но в парусном спорте одиночными называют регаты, участники которых в одиночку выполняют на яхте работу, рассчитанную на несколько человек. Например, в одиночную кругосветную регату Vendee Globe участники отправляются на яхтах , а ними ведь и вдвоем-то не так легко управлять! Большинство одиночных регат рассчитано на дальние и очень дальние дистанции — кругосветные и трансокеанские (Route du Rhum или Mini-Transat).

Еще одной проблемой для яхтсмена-одиночки является быт. Во время прохождения дистанции надо умудрятся спать и готовить — а как это сделать, если некому поручить управление лодкой? Моряки прибегают к самым разным уловкам — спят короткие периоды по 20-30 минут, чтобы постоянно контролировать обстановку, используют автопилот.

Совсем жесткие требования безопасности к участникам. Страшный сон любого участника одиночной кругосветки — его смывает в бушующее море, а яхта на автопилоте уходит вдаль… Поэтому моряки пользуются кучей канатов и страховок при передвижении по палубе, а некоторые даже бросают канат с кормы в воду на всякий случай, хоть это и будет отчаянным везением, если удастся спастись благодаря нему. Одиночные регаты считаются тяжелейшим испытанием для моряка любого уровня.


Парные регаты (double-handed)

Парные регаты, в общем-то, идентичны одиночным, но есть ключевое отличие — команда состоит из двух яхтсменов. Так же как и одиночные, double-handed тоже проводятся на длинных дистанциях — океанских, кругосветных. Одна из самых известных парных регат — Barcelona World Race. Это уникальное в своем роде соревнование, единственная кругосветная парная гонка. О Barcelona World Race вы можете больше узнать . Есть, конечно, и дистанции покороче — Transat Jacques Vabre или Round Britain and Ireland Yacht Race.

Может показаться, что с напарником в море проще, и требования к безопасности пониже. Но это только одна сторона медали — не стоит недооценивать вопрос психологии. Провести с одним и тем же человеком порядка трех месяцев подряд на небольшой яхте задача не самая легкая. Психологическая устойчивость тут необычайно важна, ведь в случае какой-либо опасности надеяться придется только на второго члена экипажа. Неудивительно, что участвуют в парных регатах преимущественно яхтсмены-профессионалы. Есть и подобные регаты с коротким курсом, но там “парность” обусловлена небольшими размерами яхт.

Регаты с полным экипажем

Этот тип можно найти на всех видах дистанций — от коротких гонок вокруг буйков вроде Кубка Америки до кругосветных регат таких как Volvo Ocean Race. Эти регаты характеризуются тем, что моряков на яхте столько, сколько предусмотрено конструкцией. Естественно, это зависит от типа и размера судов, а иногда и от состава команды. Например, для яхты Volvo Ocean 65 чисто мужской экипаж составляет 8 человек, чисто женский экипаж для такой же яхты — 11, а в случае смешанного экипажа — 9 яхтсменов. В некоторых случаях счет идет на десятки! Для управления легендарным может потребоваться до 30 моряков.

Регаты с полным экипажем популярны и среди любителей. Новички могут взять в аренду яхту с 1-2 опытными яхтсменами и погонятся с конкурентами. По такому принципу проходит довольно много прибрежных регат, хорошим примером будет уже упомянутая выше Marmaris International Race Week.

ФЛОТ

Одно из важнейших различий в регатах - в типе яхт-участников и системе определения победителя. Эти два показателя тесно связаны между собой, и составляют важный нюанс яхтенного дела.

Регаты на монотипах

Регаты, где гоняются монотипы, одни из самых простых в плане организации и понимании правил. Их суть в том, что все яхты на дистанции конструктивно ничем не отличаются друг от друга, кроме, пожалуй, возраста. При таком формате соревнования определить сильнейшего не так сложно — скорость прохождения дистанции в большинстве случаев зависит от уровня подготовки экипажа и тот, кто пришел первый заслуженно получает награду.

Монотипы чаще всего можно наблюдать в небольших гонках, а самым каноничным примером будут Олимпийские игры. Известных монотипов довольно много: здесь и олимпийские Finn, Laser, Nacra 17, и популярные среди любителей , и большие океанские TP 52.

Регаты смешанного флота

При смешанной системе в регате могу участвовать яхты совершенно различной конструкции. Но в таком случае возникает закономерный вопрос: как справедливо определить победителя? Очевидно, что на 600-мильной дистанции Fastnet Race, например, 30-метровая макси-яхта легко обойдет относительно небольшую из-за лучшей мореходности и фантастической площади парусов. Здесь организаторам приходится изощряться, обычно используют два метода: введение дивизионов и определение победителя по гандикапу.

Дивизионы нужны для распределения яхт на группы — в каждом из них собраны яхты с примерно одинаковыми ходовыми характеристиками. В отличие от гонки монотипов, в подобных регатах нельзя ограничиться одним трофеем — для каждого дивизиона он свой. А учитывая разнообразие специальных кубков, в крупных регатах может набираться до 10 наград в разных “номинациях”.

Гандикапная система необходима для уравнения шансов яхт. В регатах, с разнообразным составом яхт-участников, приход к финишу первым вовсе не гарантирует победы! Для начала все суда-участники определяют свой индекс по специальной рейтинговой системе, а после финиша время экипажа пересчитывают с учетом индекса яхты. И уже по скорректированному времени определяют победителя.

Впрочем, не надо думать, что если вы придете первым на типичной парусной регате с не монотипным флотом, например, Sydney to Hobart race, то останетесь совсем без трофея. Нет, для таких судов есть специальный приз — Line Honour, за него обычно ведут жесткую борьбу макси-яхты, которые первыми приходят к финишу.

ФОРМАТ

Парусные регаты проводят сразу в разных форматах, подбирая их под специфику маршрута, судов, участников. Принято выделять три главных формы проведения соревнований:

Гонки флота

Гонки флота в яхтинге один из самых распространенных видов регат. Причиной этому стала универсальность формата, возможность его адаптировать практически под любые условия. Его суть — яхты, объединенные в одну зачетную группу, проходят дистанцию одновременно, в одинаковых условиях, по одному и тому же курсу. Образно говоря, правила можно описать как “каждый сам за себя”.

Конечно, в регатах серьезного уровня не удается избежать очных поединков между лидерами, особенно если это негласное противостояние длится годами. По сравнению с другими форматами регат тактическая составляющая здесь самая слабая, хотя и присутствует. Длительность и маршрут гонки не имеет значения — гонку флота можно увидеть в оффшорной 600-мильной Middle Sea Race и в 12-мильных дистанциях Gocek Race Week. Больше информации о Gocek Race Week .

Командные

Сейчас этот вид парусных гонок не пользуется популярностью — его вытеснили два предыдущих формата. Суть такой регаты в том, что команда в составе 2, 3 или 4 яхт гоняется на дистанции с другими командами в таком же составе. Победитель определяется после суммирования результатов всех судов команды. Конечно, тактическая составляющая таких соревнований на высоте, как и уровень спортивной интриги.

Но в теперешних условиях выставить даже одну команду профи с собственной яхтой довольно дорого. А уж 2 или 3 команды могут оказаться не по карману даже самым крупным спонсорам. По этой причине командных регат все меньше, что, впрочем, не делает яхтинг скучнее.

Матч-рейсы

Регаты в форме матч-рейсов становятся все популярнее, хотя могут похвастаться и солидной историей. Некоторые отсчитывают историю этого формата соревнований с 1660 года — тогда английский король Чарльз II с братом Джеймсом соревновался в очной гонке за символический приз в 100 гиней.

Причиной современной популярности послужила активная коммерциализация регат, увеличивающийся интерес со стороны спонсоров и зрителей. Оказалось, что матч-рейсы очень удобны для ТВ-трансляций и в силу своей бескомпромиссности очень увлекают болельщиков.

Суть матч-рейса в том, что соревнование проходит между двумя яхтами на небольших дистанциях. Очное противостояние экипажей характеризуется огромным накалом страстей и особенно большим весом тактических ходов.

Первым и самым знаменитым парусным соревнованием, проведенным в таком формате, стал Кубок Америки. Именно там противники гонялись друг с другом на нескольких дистанциях — то есть в полной мере реализовывали принцип матч-рейсов. Хотя такая традиция проведения КА сохраняется до сих пор, эту регату нельзя назвать самой каноничной.

Матч-рейсы стараются проводить в классе монотипов — то есть абсолютно идентичных по конструкции яхт. Это фактически полностью уравнивает шансы соперников. В то же время в КА участники руководствовались так называемыми “box rules” — это такой формат конструкторских ограничений, где требования предъявляют только к каким-то ключевым аспектам, оставляя прочие на усмотрение дизайнеров и инженеров.

Впрочем, для КА 2017 организаторы вводят более жесткие правила. Итальянская команда Luna Rossa в знак протеста против подобного ввода монотипов даже отозвала свою заявку на участие в регате. Апеннинцы мотивировали тем, что это идет вразрез со столетней традицией Кубка Америки. Но следует признать — это вряд ли возымеет какое-то действие на организаторов.

Если КА использует катамараны — многокорпусные яхты, то для однокорпусных судов классической конструкции самым престижным соревнованием стал World Match Racing Tour. Серия матч-рейсов, проводящихся на трех континентах по всему миру под эгидой ISAF. Это соревнование для профессионалов, проходящее в формате классического матч-рейса, как в Кубке Америки, с той разницей, что участников здесь больше двух, соответственно и этапов тоже.

Обычно один этап матч-рейса включает четыре гонки, но это не жесткое правило, оно может меняться в зависимости от дистанции, яхт или других требований. Особенно важно в таких регатах — грамотное тактическое руководство яхтой. Если в гонках флота какое-то судно нарушит правила и сделает штрафной поворот — это мало скажется на общих результатах. А вот в матч-рейсах один фол может легко привести к проигрышу. Именно поэтому шкиперы часто выбирают не самый короткий курс, а самый выгодный с точки зрения “рисования фола”. Поэтому матч-рейсы с полным правом могут претендовать на статус самых зрелищных, динамичных и сложных регат.

УРОВЕНЬ

Важным фактором, определяющим уровень регаты, является уровень экипажа. Олимпийцы — специфический вид экипажей. Это спортсмены, участвующие в соревнованиях на уровне страны, континента, мира и, конечно, Олимпийских играх. Именно Олимпиада с ее, казалось бы, совсем незрелищными короткими курсами и маленькими яхтами, вроде Laser class, часто привносит самые незабываемые моменты в парусный спорт. А многие Олимпийские чемпионы становятся профессионалами и завоевывают трофеи уже другого уровня.

Но как и в любом виде спорта, в яхтинге есть и профессионалы и любители. Естественно, любительские регаты отстают от профессиональных в плане уровня сложности и зрелищности. Но так бывает не всегда! В той же Sidney to Hobart Race некоторые австралийские яхтсмены участвуют на протяжении десятилетий и едва ли такие любители очень уж уступают профи. Однако градация регат существует.

Любительские регаты

Парусные соревнования, где абсолютное большинство участников любители — не редкость в яхтинге. Первые шаги шкиперы-любители обычно делают на местных регатах, где яхты арендуются, серьезная подготовка не нужна, а дистанции довольно короткие. Но ведь главный плюс парусного спорта — даже в таких условиях он искренне захватывает!

Когда начинающий яхтсмен понимает, что гонятся в акватории родной реки ему уже неинтересно, обычно переходит на новый этап — едет на международную регату для любителей. Хорошим примером такого состязания служит Marmaris International Race Week. Ранее о ней уже говорилось. Для участия в этой парусной гонке не нужен опыт — команда любителей из 3-5 человек арендует крейсерскую яхту с профессиональным шкипером. Им дают день или два на подготовку и тренировки, а потом выпускают на дистанцию. А здесь маршрут, кроме привычных коротких дистанций, уже включает в себя и оффшорные — в открытом море!

Те, кто переходят дальше — отправляются на серьезнейшие соревнования вроде Fastnet Race или Clipper Round the World. В рамках таких регат достаточно широко распространена практика “один профессионал на борту” — экипаж состоит из любителей с одним профессиональным яхтсменом. Присутствие опытного моряка здесь просто необходимо — дистанции довольно тяжелые и требуют соответствующего уровня подготовки. Однако в этом и прелесть парусного спорта — кругосветные и океанские регаты тоже открыты для любителей, и вполне реально почувствовать себя настоящим яхтсменом.

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Парусный спорт, как и традиции проведения парусных регат, появились очень давно, еще в период, когда начали свое существование большие и красивые парусные судна. Условия проведения парусных регат создавались под великих людей тогдашнего времени, ведь в гонках были обязаны принимать участие богатейшие жители страны и представители монаршего рода. Так как покупка и содержание обходилось солидную сумму владельцу, поэтому позволить себе такую роскошь все желающие просто не могли. Например, даже сегодня состязания в парусной регате в Англии проводятся под попечением государства, и имеет статус королевской гонки. А все потому, что в свое время английский король Георг IV стал членом эскадры королевского яхт-клуба . Кроме всего прочего, брат и наследник престола Уильям IV стал учредителем награды для победителей в регате 1834 года, которая представляла собой особый кубок.

Самый престижный и очень давний вид гонок на парусных суднах был основан еще во времена, когда правление было в руках королевы Виктории. Это гонка, в которой боролись за первенство и за Кубок Америки. В это время супруг королевы Виктории Альберт организовывает проведение всемирной выставки по теме технического прогресса, которая имела место в Лондоне. Выставка должна была «утереть нос» всем странам, и показать, кто является лидером вне конкуренции, в прогрессивных технологиях и достижениях. А в завершение выставки должна была стартовать парусная регата, которая также имела свой под смысл. Состязание должно было окончательно убедить всех, что именно Англия является единственным лидером в технических достижениях, поэтому для участия в ней были созваны «морские волки» со всех стран мира.

Вполне с определенной целью в выставке вызвались участвовать и представители Америки, но в самом парусном состязании они взяли участие совершенно случайно. Это случилось в 1850 году, когда журналист из Англии предложил некому Джону Коксу Стивенсону (командору Нью-Йоркского яхт-клуба) принять участие в королевской гонке на парусных суднах. Гордыня американцев взыграла, и решение было принято в сторону позитивного ответа, и вопрос оставался только в выборе судна. В итоге, специально для участия в регате, было создано судно, которое бы во многих, если не во всех, параметрах превосходило яхту Англии. Здесь возникли сопутствующие вопросы о поиске финансов, постройке проекта и самого судна, спуск на воду и перевозка через воды Атлантики - это уже другая история. Но, не смотря на все трудности, в июне 1850 года яхта «Америка» все же была спущена на воду у берега Англии и принята в состав участников королевской регаты, что затем возымело легендарные последствия в парусном спорте в целом.

На то время американское судно было просто шедевром судостроения с креативным дизайном. Длинна «Америки» от кормы до носа достигала чуть более 38 метров, а ширина - немного перевалила за 6 метров, и это при грузоподъемности - 170,5 тонн и осадке - 3, 35 футов. Высота основной мачты «Америки» была 24,69 м, а передней - 24,23 м. Производилась она из пяти видов различной древесины, закрепленной специальными металлическими скрепами. Обшивалась яхта светлым дубом, палубные помещения - желтой сосной. Днище облагородили листами меди, вышедшими выше ватерлинии на 15 см. Корпус был окрашен в цвет олова. Паруса занимали площадь 489 кв.м., и разрабатывал их лучший мастер Нью-Йорка, некий Р.Г.Вильсон. Каюты были цитаделью роскоши, и могли вместить 15 человек.

Естественно, «Америка финишировала первой, а пришедшее через 18 минут английское судно повергло в панику английских болельщиков. Кроме того, американская шхуна была удостоена великой чести, так как ее посетила сама королева Британии вместе со своим мужем. Эта регата стала стартовой в продолжительном лидировании американцев в парусном спорте.

Приз, который достался победителям - это великолепный сосуд из чистого серебра, формы которого были весьма утонченными и подчеркивались резной ручкой. На тот момент его цена была в пределах 500 долларов, это не большая сумма, но это ничто, если сравнивать с теми привилегиями, признанием и престижем, который впоследствии получила американская сторона. После кончины Джона Кокса, кубок передали на хранение в яхт-клуб города Нью-Йорк, где ее можно увидеть и сегодня. Естественно, в перспективе рассматривались варианты проведения регаты на Кубок Америки, но обязательным условием было то, что он должен при победе оставаться не в семье победителя, а в яхт-клубе. Несмотря на то, что первый выигранный приз совершенно не представлял собой никакой особой ценности, а оставался больше как почетный, в дальнейшем проводились гонки, трофеи которых были намного ценнее.

Прошло много лет с тех пор, но соревнования на парусных яхтах не только не утратили, но и приумножили свою популярность. Кроме этого, они сохранили свой статус как международное состязание, хотя многие государства не могут позволить себе тратить баснословные деньги на участие в столь дорогой регате. Только представьте, яхт-клуб Нью - Йорка существует уже более 125 лет, и за это время он потратил больше 80 миллионов американских долларов на участие в регатах. Но даже сверх высокая стоимость, претендентов на участие и обладание трофеем было более чем достаточно, и интересовались люди одновременно из многих стран. Такая ситуация привела к тому, что для участия в регате начали проводить отборные туры, которые с 1983 года финансировались французской компанией «Луи Вюитон», которая в итоге учредила и кубок для победителя.

Парусная регата собирает миллионы наблюдателей, несмотря на то, что это довольно дорогое удовольствие. Многие не на шутку увлекаются состязанием, так как с каждым годом оно становится все более интересным благодаря множественным техническим прогрессивным дополнениям. Каждый год появляются не только великолепно технически оснащенные судна, но и яхты с необычным внешним видом, благодаря креативному подходу к их дизайну. Парусная регата превратилась в популярное и любимое дело как для участников, так и для поклонников, и многие бы отдали многое, для того что бы хотя бы одним глазом взглянуть на подобное действие лет эдак через 100!

Регаты

Яхтенная гонка – это не только спорт, но по-настоящему захватывающее приключение! Благодаря огромному количеству соревнований, проходящих во многих частях света в течение всего года, у нас появилась возможность выбирать парусные регаты, исходя из места, времени и уровня сложности. Все варианты можно условно разделить следующим образом:

Профессиональные регаты

Профессиональные регаты – спорт высоких достижений, передовых технологий. К этим гонкам готовятся годами и в команду выбирают лучших яхтсменов. Наиболее известными профессиональными регатами являются: Кубок Америки (Americas Cup), Вольво Оушен Рейс (Volvo Ocean Race), регата одиночек – Венди Глоб (Vendee Globe). Принять участие в подобном соревновании человеку со стороны практически сложно, поскольку каждая позиция в команде – это как пост топ-менеджера на котором нет новичков, а лишний груз не нужен. Единственный шанс попасть на профессиональную регату, это приобрести спортивную яхту сделав свою собственную команду. Если же желание принять участие в регате на спортивной яхте в составе профессиональной команды непреодолимо, то мы можем вам предложить присоединиться к экипажу гоночной яхты Volvo 70 «Kasatka», правда формат регаты полупрофессиональный, но от этого адреналин и испытываемое удовольствие меньше не будет.

Полупрофессиональные регаты

Полупрофессиональные регаты – в соревнованиях могут принять участие практически все желающие, начиная от профессиональных яхтсменов, гонщиков, заканчивая любителями. Разнообразие соревнований огромно, отличаясь регионом проведения, количеством яхт, уровнем сложности. Наиболее известными являются: – одна из старейших парусных гонок, проводимых на Карибских островах, ежегодно собирает более 250 яхт, экипажей со всего мира. Большая парусная регата являющаяся второй по популярности, ежегодно проводится в Турции, в Декабре на острове Пхукет, греческая офшорная гонка – и так далее.

Любительские регаты

Любительские регаты – соревнования молодых яхтсменов, выпускников парусных школ, кто только-только начинает постигать азы яхтенного мастерства. Огромное преимущество любительских соревнований в том, что во время участия есть возможность посоревноваться, научиться азам и правилам парусных гонок: правильно стартовать, огибать буи, быстро ставить генакер или спинакер, подавать протесты. Все это можно освоить под руководством профессиональных капитанов, которые помогут разобрать ошибки, выйдя на новый уровень мастерства. Среди подобных соревнований можем посоветовать регату которая ежегодно проходит в Хорватии во время майских праздников, но если не получилось попасть на море в начале сезона, наш сайт предложит варианты любительских регат , Пироговское водохранилище, которые проходят по субботам, воскресеньям летом.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал