Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Лёгкая атлетика в школе Виды легкой атлетики на уроках физкультуры


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности. При выполнении лёгкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе проведения уроков лёгкой атлетики развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты в лёгкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития школьников. Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на пересечённой местности.

Лёгкоатлетический бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит в другие разделы учебной программы. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к учащимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью применяют для развития силы и быстроты.В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

Лёгкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. По учебной программе в разделе Лёгкая атлетика включены такие темы урока как спринтерский бег, бег на длинные дистанции, эстафетный бег, кроссовая подготовка.

Бег на короткие дистанции - циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости, специальной выносливости.Спринт по учебной программе проводится на дистанции: 30, 60, 100 м.

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Начало бега - старт. По учебной программе в разделе Лёгкая атлетика в спринте идёт обучение низкому и высокому старту, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для быстрого выхода со старта применяются стартовые колодки, которые обеспечивают твердую опору для отталкивания.По команде “На старт!” бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. По команде “Внимание!” бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки, переносит незначительно вес тела на руки. Услышав стартовый сигнал, бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками. Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25-40 метру. Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается за счет удлинения шагов и незначительно за счет увеличения темпа. Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. Финишный отрезок составляет примерно 20 м на дистанции 100 м. В этот момент наступает наивысшая степень утомления и спортсмену приходится проявлять значительные усилия, чтобы сохранить набранную скорость бега до финиша. Это достигается за счет сохранения техники бега, амплитуды движений иувеличения ширины беговых шагов. При пересечении финиша спортсмен на последнем шаге может выполнить наклон туловища вперед с одновременным отведением рук назад.

При обучении технике спринтерского бега необходимо создать правильное представление у занимающихся о технике бега и отдельных фаз бега. Только после этого можно постепенно увеличивать интенсивность тренировочных заданий, при этом необходимо следить за правильностью техники их выполнения.

Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.Цель подготовительной части - посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть - спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока.Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке.Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов.Невозможно даже представить “Российскую систему воспитания” и “Легкую атлетику’ как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем- наиболее важные. А для учителя физической культуры остается только взять все лучшее в теории и воплощать на практике на уроках физической культуры.

Уроки легкой атлетики в современной школе.

Легкая атлетика это совокупность видов, объединяющую пять дисциплин:бег,спортивная ходьба,прыжки (в длину,высоту, тройным с шестом) ,метания (диска,копья,молота), толкание ядра,легкоатлетические многоборья.Лёгкая атлетика один из основных и наиболее массовых видов спорта.,названная « Королевой спорта ». Легкоатлетические занятия проводились с целью физической подготовки, а также для проведения состязаний еще в глубокой древности.Но история легкой атлетики,как принято считать началась с соревнований в беге на первых Олимпийских играх в Древней Греции (776 год до нашей эры). Широкое развитие современной легкой атлетики связано с возрождением Олимпийских игр (1896 г.н.э)., в которых,отдавая дань древнегреческим олимпиадам, ей отвели наибольшее место.И сегодня Олимпийские игры -мощный стимул для развития легкой атлетики во всем мире.

Преподавание легкой атлетики в современной школе предполагает наличие мини стадиона на открытой площадке с оборудованными беговыми дорожками для прыжков в длину и высоту. А в спортзале проведение уроков носит больше теоретический и подготовительный характер для дальнейших занятий на открытом воздухе. Исключением может быть отработка высокого и низкого старта, пробежки с ускорением, специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, упражнения общей физической подготовки,а также упражнения на гибкость. При наличии хороших мягких матов возможно проведение уроков по обучению прыжкам в высоту и обработки короткого разбега в прыжках в длину.

Итак,школьный урок по легкой атлетике в 5-11 классах начинается с бега в невысоком темпе 2-3 минуты,затем,продолжая в малом темпе, бег можно совместить с беговыми упражнениями (бег с высоким подниманием бедра,бег захлестом ног назад, бег приставными шагами, бег спиной,бег на внешней стороне стопы, внутренней стороне стопы,на пятках,на носках,подпрыгивая) .Затем, расположив учеников по кругу,можно перейти к упражнения на гибкость. После упражнений на гибкость,проводятся беговые и прыжковые упражнения(если они не были проведены при разминочный беге): бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу (кенгуру) прыжки перекатом с ноги на ногу,бег с ускорением. Все упражнения выполняются два- три раза по 30 метров.При выполнении упражнений особое внимание нужно уделить технике их выполнения: высокое поднимание бедра подразумевает прямой угол подъема ноги,носок на себя,туловище не должно наклоняется назад,голова прямо, руки активно с широкой амплитудой двигаются вперед и назад (не в сторону),согнутые в локтях,приземление только на носок. Прыжки с ноги на ногу (кенгуру) делать без заброса голени вперед вверх, а под прямым углом к полу,а приземление идет на всю стопу с небольшим захлестом под себя. Бег с ускорением подразумевает медленное начало и почти максимальную скорость через 20 метров, а затем резкий сброс скорости. После беговых упражнений можно отработать технику высокого и низкого старта по командам: на старт, внимание,марш по 5-6 учеников за старт. Можно устроить мини соревнования класса по бегу с низкого (высокого) старта на 2/3 длины спортзала. Если занятия проводятся на улице и есть беговая дорожка, то на уроке можно использовать дистанции различной длины для определения самого быстрого ученика. С большим успехом проходят эстафеты 4 х 50 , 4 х100,4х 200 метров.

Если есть подготовленная яма для прыжков в высоту, то можно обучить учеников прыжкам способом «перешагивание».Для понимания техники прыжка способом «перешагивание» нужно самостоятельно показать прыжок и дать ученикам перешагнуть, а потом перепрыгнуть воображаемую или линию разметки в спортзале. Обучение прыжка в длину в спортзале почти нереальная задача,но если есть маты, то можно обозначить приземление на одну ногу после отталкивания с переходом в бег и показать учащимся как можно самостоятельно подобрать разбег.

Для определения примерных возможностей ученика в спринтерских и прыжковых дисциплинах можно применять следующие тесты:

    Тест на реакцию нейромоторики;

Ученик садится за стол и карандашом с максимальной скоростью за 10 секунд ставит точки на бумаге. Точек до 50 это слабо, от 50 до 70 хорошо больше 70 отлично.

Скорость бега это длина шага умноженная на частоту шагов. Если ученик выполняет тест на отлично,а скорость его бега мала,то это недостаток техники и скоростно-силовых качеств и наоборот.

2.Тест на прыгучесть и скоростно-силовые качества у прыгунов и бегунов следующие:

Прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, пятерной прыжок с короткого (5-7 шагов) разбега, рывок штанги. Тест на измерение прыжка в высоту по Абалакову в современной легкой атлетике не актуален связи с тем,что сильно изменилась техника отталкивания в прыжках в высоту со скоростно- силового (перекидной) на скоростной (фосбери-флоп).И в тройном прыжке большинство спортсменов выполняет скоростной способ отталкивания. Доказано, что чем меньше время отталкивания, тем дальше (выше) прыжок.

Для развития скоростно-силовых качеств в легкой атлетике помогают любые игровые виды спорта,особенно футбол и баскетбол Поэтому в конце урока дайте ученикам поиграть в их любимые виды спорта.

Инструктор по физической культуре,тренер по лёгкой атлетике Пузаков Алексей Анатольевич.

Нет более массового вида спорта, чем легкая атлетика. Виды легкой атлетики естественны для человека и многообразны, сюда включены бег, прыжки, ходьба, метания. Чтобы ими заниматься, даже спортсменам высокого уровня не требуется специального дорогостоящего оборудования. Поэтому самые неблагополучные и беднейшие страны Азии, Африки и Латинской Америки могут воспитать в легкой атлетике великих чемпионов и поднять свой престиж на международной арене.

Классификация

Из всех олимпийских видов спорта легкая атлетика считается самым медалеемким. Сюда входит 24 дисциплины для мужчин и 23 для женщин. «Королева спорта», как и всякая королева, весьма консервативна - программа мужских соревнований не менялась больше полувека.

Лишь женщины добились для себя права выступать в видах спорта легкой атлетики, считавшиеся прежде мужскими.

В многообразии состязаний и дисциплин можно легко запутаться неискушенному болельщику, однако для удобства все они разделяются на несколько групп. Эти группы, как правило, имеют какие-либо общие критерии, согласно которым в них включают те или иные виды спорта.

В англоязычных странах особенно развита легкая атлетика. Виды легкой атлетики здесь разделяют на две большие группы - «трековые» и «полевые». Как видно из названия, к первым относят все беговые дисциплины, а также соревнования по ходьбе, а ко второй - все остальные.

Список видов легкой атлетики:

Беговые:

8. Марафон.

9. 100 м с барьерами.

10. 200 м с барьерами.

11. 400 м с барьерами.

12. 3000 м с препятствиями.

13. Эстафета 4 х 100 м.

14. Эстафета 4 х 400 м.

2. Тройной прыжок.

3. Прыжки в высоту.

4. Прыжки с шестом.

5. Метание копья.

6. Метание диска.

7. Метание молота.

8. Толкание ядра.

Ходьба:

Традиционно виды спорта, входящие в легкую атлетику, подразделяют на пять больших подразделов: бег, ходьба, метательные дисциплины, прыжки, а также многоборья. Все они, в свою очередь, имеют свои разновидности.

Базовые виды легкой атлетики

Знакомство с базовыми видами легкой атлетики начинается у человека с раннего детства и продолжается в школе, где на уроках физкультуры детей учат бегу, прыжкам в длину, метанию спортивных снарядов. Позже ребенок может развить свои навыки, полученные в школе, в специализированных спортивных секциях, где сможет заняться более сложными видами. Обо всех разновидностях легкой атлетики, включая базовые виды, будет подробно рассказано ниже.

Ходьба

К базовым видам спорта легкой атлетики по праву можно отнести спортивную ходьбу. Нет более естественного и обычного для человека состояния, чем ходьба. Однако самый рутинный вид человеческой активности является одновременно и полноценным видом спорта.

По ходу соревнований у скороходов возникает непреодолимое желание перейти на бег, дабы опередить соперников. Однако досконально прописанные пункты правил четко определяют суть спортивной ходьбы.

Согласно букве правил спортивной ходьбой является цикличное движение, состоящее в чередовании шагов. Спортсмен обязан постоянно находится в контакте с землей, опорная нога должна быть выпрямлена до отрыва от поверхности. Попросту говоря, запрещено отрываться от земли, сгибать ноги в коленях - переходить на бег.

Загнанным в рамки жестких правил, скороходам на дистанции приходится непросто, за каждым их движением зорко следят строгие рефери, безжалостно наказывающие провинившихся за малейшее нарушение. За первый фол выносится предупреждение, за последующий - удаление. Поэтому, из видов, входящих в легкую атлетику, спортивная ходьба считается одним из самых технически сложных. Несмотря на кажущуюся простоту, здесь существует множество нюансов, большое количество спортсменов сходят с дистанции за неаккуратность и неряшливость в технике. Много звезд в спортивной ходьбе дала легкая атлетика России.

Виды, входящие в олимпийскую программу, - 20 км у мужчин и женщин, кроме того представители сильного пола состязаются на сверхдлинной дистанции в 50 км.

Быстрее ветра

Едва научившись ходить, ребенок вскоре начинает носиться как угорелый, соревнуясь с друзьями в скорости и выносливости. Занимаются бегом и на профессиональном спортивном уровне, разыгрывая медали и титулы, устанавливая мировые рекорды. На вопрос о том, какие виды спорта входят в легкую атлетику, даже самый далекий от спорта человек уверенно назовет бег.

Самыми зрелищными и динамичными беговыми дисциплинами являются состязания в беге на 100 и 200 метров, которые относят к спринтерским. На первый план здесь выходят скоростные качества атлетов, умение совершать взрывную, кратковременную работу. Сильнейшими спринтерами считаются темнокожие спортсмены из США и стран Карибского бассейна, мышечная структура которых, по мнению специалистов по спортивной медицине и физиологии, идеально подходит для подобных задач.

Главной звездой спринта последних десяти лет, безусловно, считается Усейн Болт, ямайский спортсмен, неизменно побеждавший на всех крупнейших международных турнирах, начиная с 2008 по 2017 год. Он стал восьмикратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира, устанавливал мировые рекорды, которые долгие годы специалистами по легкой атлетике считались физически невозможными для человека.

Виды легкой атлетики не исчерпываются короткими спринтерскими дистанциями. Состязания в беге на 400 метров причисляются к длинному спринту. Это одна из самых трудных беговых дисциплин, в которой спортсмен не только должен развивать высокую скорость, но и удерживать ее на протяжении довольно длинного участка, то есть обладать скоростной выносливостью.

Бег с барьерами также входит в список дисциплин олимпийской программы. Мужчины соревнуются в беге на 110 метров, а женщины на дистанции 100 метров.

Эстафеты

Одними из самых зрелищных видов легкоатлетической беговой программы считаются состязания эстафетных команд. Исходя из этого, эстафеты замыкают программу беговых видов легкой атлетики на большинстве турниров.

Здесь уже спортсмен работает не только на себя, но и на свою сборную, на первый план выходит командная работа атлетов. Победа в эстафете считается особо почетной еще и потому, что дает представление об общем уровне развития бега в той или иной стране. То есть даже не самый звездный спортсмен имеет шанс получить медаль за счет высокого уровня остальных партнеров по команде.

В легкой атлетике на сегодняшний день существует два вида эстафетных дисциплин - 4х100 и 4х400 метров. Дистанция разбивается на четыре этапа, на каждом из которых закреплен определенный спортсмен. На каждом этапе в специальном коридоре происходит передача эстафетной палочки, от одного члена команды другому. Если палочка упадет или будет передана с нарушением правил - команда дисквалифицируется.

На волне всеобщей популяризации смешанных видов спорта активно внедряются в соревновательную программу эстафеты, где чередуются мужчины и женщины.

Стайеры

Каждый болельщик интересуется тем, какие виды входят в легкую атлетику на Олимпийских играх. Среди них - беговые дисциплины на средние и длинные дистанции. К первой группе традиционно относят бег на 800 и 1500 метров. Здесь соревнуются бегуны, которые должны обладать не только скоростью, но и выносливостью, уметь распределять свои силы на дистанции в несколько кругов вокруг стадиона.

Кроме того, здесь в дело вступают факторы, которые не учитывается на коротких дистанциях. Если спринтеры бегут по своим дорожкам и могут не обращать внимания на конкурентов, то стайеры через 200 метров выходят на общую дорожку и вынуждены вести довольно жесткую борьбу за выгодную позицию во время забега. Поэтому бег на средние дистанции - это состязание не только в скорости и выносливости, но и в умении вести тактическую борьбу.

Бег на 3000 и 5000 метров относят к бегу на длинные дистанции. Здесь уже не важна скорость атлета, на первый план выходит его выносливость.

Если посмотреть, какие виды легкой атлетики особо популярны в Африке, можно легко заметить, что это беговые дисциплины на длинные дистанции. Африканцы исторически приспособлены природой для того, чтобы преодолевать огромные пространства бескрайних саванн родного континента. Наибольшее количество наград на крупнейших мировых турнирах добывают представители Кении и Эфиопии.

Кроме дисциплин гладкого бега стайеры состязаются в стипльчезе - беге с препятствиями на 3000 метров.

Марафон

На всех без исключения Олимпиадах заключительным видом всей спортивной программы является марафон. Победители и призеры марафона удостаиваются исключительной чести - быть награжденными на стадионе во время церемонии закрытия Олимпийских игр.

Такие привилегии даются представителям этого вида легкой атлетики неспроста, так как бег на 42 км считается тяжелейшим испытанием человеческого организма на прочность, требует от атлета невероятной выносливости и силы духа. Состязания марафонцев давно переросли рамки только лишь легкой атлетики, проводятся специальные коммерческие турниры по марафону, собирающие лучших бегунов на сверхдлинные дистанции.

Вертикаль

Список видов легкой атлетики был бы не полон без прыжковых дисциплин. Даже дети соревнуются между собой в том, кто прыгнет выше всех. Делают это и профессиональные спортсмены на престижных соревнованиях.

Эти виды легкой атлетики подразделяются на вертикальные и горизонтальные. К первым относят прыжок в высоту и прыжок с шестом. Соревнования в прыжке в высоту проводят в специально оборудованном секторе. Он включает в себя пространство для разбега, специальную планку на держателях и место для приземления.

Все очень просто - спортсмен разбегается, отталкивается одной ногой, взлетает, приземляется. Соперники поочередно штурмуют высоту, для каждой отметки им дается три попытки. Прыгун имеет право перенести одну или две попытки на следующие высоты. Попытка не засчитывается, если спортсмен сбил планку. Однако, если судья уже засчитал прыжок поднятым белым флагом, а планка все-таки не удержалась, то попытка считается зачетной.

Одной из самых технически сложных дисциплин считается прыжок с шестом. Спортсмен должен обладать высокими спринтерскими качествами, прыгучестью и отменной координацией движения. Так же, как и в прыжках в высоту, спортсмену дается три попытки на каждую отметку. Прирост высот составляет не менее 5 см с каждой попыткой.

Горизонталь

Прыжок в длину считается одним из старейших видов спорта, он входил в программу состязаний еще античных Олимпиад, приводившихся в Древней Греции. Начиная с 1896 года эта техническая дисциплина легкой атлетики неизменно входит в программу и современных Олимпийских игр.

Хороший прыгун в длину должен обладать не только прыгучестью, но и отменными спринтерскими навыками. Состязания проходят в специальном секторе, который включает дорожку для разбега, деревянную планку для отталкивания и прыжковую яму.

Казалось, что может быть проще - разбежался и прыгнул. Однако и здесь есть свои нюансы. Длину, на которую прыгнул атлет, измеряют от специальной линии на планке до края лунки в яме с песком для приземления. При заступе спортсмена за линию попытку не засчитывают, поэтому хороший прыгун должен обладать умением с точностью до миллиметра рассчитать свой разбег и угадать с ритмом шагов, чтобы оттолкнуться как можно ближе от дозволенной грани.

Тройной прыжок считается более сложной технической дисциплиной, ведь фаза прыжка здесь разбита на три части, что требует отменной координации движения для выполнения чистой попытки.

Метания

Самые мускулистые и крепкие спортсмены соревнуются в метательных дисциплинах легкой атлетики. В данной категории существуют такие виды легкой атлетики:

  • толкание ядра;
  • метание молота;
  • метание диска;
  • метание копья.

Дискоболы и метатели ядра на современных Олимпиадах начали состязаться друг с другом с 1896 года, позже к ним присоединились копьеметатели и молотобойцы.

В каждом из перечисленных видов спортсмен ограничен специальной зоной для разбега и подготовки к выполнению броска. Дальность попытки измеряется от специальной линии, ограничивающей зону до лунки от попадания снаряда.

Зона молотобойцев ограничена специальной защитной сеткой, огораживающей пространство с трех сторон, чтобы коварный снаряд не улетел на трибуны и не травмировал кого-либо из зрителей. Копьеметатели часто зависят от капризов погоды, попутный ветер довольно сильно мешает четкой попытке и неисправимо меняет траекторию полета их снаряда.

Многоборье

Наиболее сложным видом легкой атлетики является многоборье. Спортсмены соревнуются сразу в нескольких дисциплинах легкой атлетики, включающих в себя бег, метание, прыжки. Каждая из них требует особых специфических качеств, поэтому хороший многоборец всегда представляет собой образец всесторонне развитого атлета.

Мужчины соревнуются в десяти видах легкоатлетической программы, женщины - в семи. Изнурительные изматывающие состязания многоборцев всегда растягиваются на два дня. В первый день десятиборцы соревнуются в следующих видах: бег на 100 метров, прыжки в длину и высоту, толкание ядра, замыкающим видом дня является длинный спринт на 400 м.

Изнуряющий марафон продолжается на второй день метаниями диска и копья, прыжком с шестом, бегом с барьерами. Венцом состязаний является бег на 1500 метров, который выделяется из остальных видов, требующих в основном короткой взрывной работы мышц, и становится настоящим экзаменом на выносливость. Программа семиборья у женщин включает в себя те же виды за исключением бега на 100 метров, метания диска и прыжков с шестом.

За каждый вид программы спортсмен получает очки, насчитываемые ему в зависимости от показанного результата. Победителем становится обладатель наибольшей суммы зачетных баллов.

Легкая атлетика России

Виды спорта, входящие в олимпийскую программу, находятся под особым вниманием в каждой стране. Россия также дала миру немало звезд "королевы спорта". Особенно развиты здесь технические виды, к которым относят прыжки в длину, прыжки с шестом, разные виды метаний. Одной из лучших легкоатлеток всех времен и народов по праву считается Елена Исинбаева, установившая в прыжках с шестом два десятка мировых рекордов. Также на весь мир гремело имя Татьяны Лебедевой, мировой звезды в тройном прыжке.

Беговые виды легкой атлетики развиты в России неравномерно. В беге на средние дистанции регулярно появляются отличные спортсмены. Юрий Борзаковский, Мария Савинова - эти стайеры становились чемпионами мира и победителями Олимпиад.

Однако в спринте позиции российских атлетов, как, впрочем, и всех европейских, не так сильны. Здесь безоговорочно доминируют темнокожие бегуны из Северной Америки и старн Карибского бассейна. Также непросто конкурировать с ними в беге на длинные дистанции, где сильны позиции африканских атлетов.

Спортивная ходьба до недавнего времени также была гордостью российской легкой атлетики, однако многочисленные допинговые скандалы подорвали веру в чистоту достижений отечественных скороходов.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающимся (воспитанникам)

при проведении занятий по легкой атлетике

ИОТ-02-09

1.Общие требования безопасности:

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

быть внимательным при перемещениях по стадиону;

знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

2. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и т. д.);

убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

по команде учителя встать в строй для общего построения.

3. Требования безопасности во время занятий

БЕГ

Учащийся должен:

при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

во время бега смотреть на свою дорожку;

после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

грабли класть зубьями вниз;

не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЯ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в необорудованных для этого местах.

4 . Требования безопасности в аварийных ситуациях

Учащийся должен:

при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

5. Требования безопасности по окончании занятий

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

организованно покинуть место проведения занятия;

переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

вымыть с мылом руки.

1-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы; выпадами; семенящий шаг с ориентирами; ходьба в приседе, полуприседе; ходьба с высоким подниманием бедра; ходьба по ориентирам (по линиям, т.е. разметке спортивного зала, по разметке в виде расположенных равномерно/неравномерно геометрических фигур, точек и др.); ходьба с захлестыванием голени; ходьба с опорой на руки, согнувшись вперед, назад, в сторону; приставными шагами; в «коридоре»; по уменьшенной опоре; переступанием через предметы; по кубам, скамейкам; с изменением направления.

Упражнения в беге

Бег на носках; бег боком приставными шагами; многоскоки; бег с выпрыгиванием вверх к зрительному ориентиру; быстрый бег на дистанции 10 м, 20 м, 30 м; медленный равномерный (дозированный) бег от 300 м до 2 км; бег с преодолением небольших препятствий; бег на короткие дистанции из различных и.п.; бег с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени; бег с ускорением и с изменением направления движения («змейкой», по кругу, спиной вперед); из разных и.п. и с разным положением рук; высокий старт с последующим ускорением.

Бег в «коридоре»; бег по гимнастическим скамейкам; бег с преодолением препятствий (через скамейку, обруч, набивные мячи).

Упражнения в прыжках

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опорой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах.

Игры: «Пятнашки», «Хвостики», «К своим флажкам!», «Не оступись!», «Быстро по местам!», «Третий – лишний», «Салки-догонялки», «Горелки», «Рыбки», «Не попади в болото!», «Волк во рву», «Кто быстрее?», «Охотники и утки» и др.

Все перечисленные игры строятся на беговых и прыжковых упражнениях, а также на упражнениях в метании и комбинациях перечисленных упражнений. Самые простые игры – с однократными перебежками из одного места в другое (по сигналу учителя). Смысл этих игр сводится к тому, чтобы перебежать на другую сторону игровой площадки через «опасную зону» и не быть осаленными водящим (водящих в игре может быть несколько, например, двое, трое или даже больше, в зависимости от задач, которые решаются игрой данного типа). К таким играм из данного списка можно отнести: «Быстро по местам!», «К своим флажкам!», «Третий – лишний» (в данном случае команду к бегу дает убегающий игрок).

К простым игровым действиям можно отнести также игровые задания на однократное выполнение того или иного легкоатлетического упражнения, например, «Кто быстрее?» («Кто быстрее добежит до противоположной стороны зала или до определенной ограничительной линии?» При этом перебежки делаются небольшими группами и выполняются целыми сериями. По результатам забега начисляются очки каждому его участнику. Например, в группе из пяти человек первому начисляют в одной перебежке 5 очков, а последнему – 1 очко. Очки суммируются после каждой последующей перебежки, и по наибольшей сумме определяется, кто в группе самый быстрый).

Более сложные игры с бегом не ограничиваются однократными перебежками в одну и другую сторону (или по кругу), а представляют собой игровое пространство с постоянно сменяющимися условиями и обстоятельствами, когда все играющие перемещаются по площадке одновременно в разных направлениях и по различным траекториям, и это вносит определенную осмысленность в действия играющих (когда требуется замедлить бег, а когда – ускорить его, когда – остановиться, а когда – начать бег). Водящему также предоставляется возможность перестраивать свои действия по ходу игры: менять «объекты» преследования, выжидать, делать «броски» в сторону бегущего рядом. К таким играм можно отнести «Пятнашки», «Хвостики», «Салки-догонялки». Описание такого типа игр можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства» (Высоцкий В.Л. Освоение сложноорганизованного пространства: физическая культура в 1 классе. – М.: Чистые пруды, 2007 // Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).

Еще один тип игр – такие, где используются прыжки. Они могут быть «одноактными», т.е. прыжки выполняются в заданном направлении и по ориентирам так, чтобы играющего не задел рукой водящий, который передвигается тоже прыжками по ориентирам, но имеет большую свободу в выборе направления движения, или «сюжетными», в которых события меняются постоянно, поскольку свободой в выборе направления и ориентиров движения обладают уже все участники игры. К таким играм из приведенного выше списка относятся следующие: «Не оступись!», «Не попади в болото!».

Не менее сложными представляются игры, в которых используются два или несколько легкоатлетических упражнений: бег и прыжки, бег и метание: «Волк во рву» (играющие с разбега перепрыгивают ров, в котором находится «волк» – водящий, таким образом, чтобы, с одной стороны, не попасть ногой в ров, с другой, – не быть осаленным «волком»), «Рыбки» (те же игры-салки, но с метанием мягкого поролонового мяча в бегущих участников).

2-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами.

Упражнения в беге

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м до 2500 м (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам.

Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта.

Упражнения в прыжках

Прыжки спиной, боком, вперед. Прыжки в положение присев, в движении спиной, боком вперед. Прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия. Прыжки на двух ногах в длину и высоту через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.); прыжки в приседе и с выпрыгиванием вверх из приседа. Прыжки способом «перешагивание» лицом, боком к препятствию.

Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком одной ногой, напрыгивание на скамейку толчком одной, двух ног; комбинация из толчков и приземлений (скамейка спереди, сбоку, сзади); челночное выполнение прыжков через скамейки (например, комбинация прыжков «3?5», т.е. прыжки через пять расположенных параллельно на равном расстоянии относительно друг друга гимнастических скамеек); прыжки с возвышения и с приземлением в условленное место: в обруч, в круг, на гимнастический мат (на точность приземления), прыжки на месте с поворотом на 90° и 180°, в высоту с прямого разбега.

Броски и метание

Броски большого мяча снизу из положения стоя и из положения сидя от груди.

Метание малого мяча на дальность способом «из-за головы».

Подвижные игры и игровые задания

Игры: «Вызов номеров», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Пилоты» «Мышеловка» и др.

Описание основных характеристик игр, предлагаемых в начальной школе, уже было дано выше, поэтому далее мы просто будем классифицировать игры по типу или дадим их краткое описание.

Игры-перебежки: «Пустое место» (смысл игры – не дать водящему занять пустое место или, по-другому, «дом», перебегая в то место, которое стремится занять водящий. Свободное место может быть одно, но их может быть и больше – в зависимости от того, сколько человек участвует в игре. Все играющие имеют свой «дом» или место. Играющий становится водящим тогда, когда последний занимает его «дом»); «Невод» (по сигналу начинаются перебежки играющих с одной стороны игровой площадки на другую так, чтобы не попасть в «невод» водящих (два-три человека встают в одну линию и берут стоящего рядом за руку); «Заяц без дома» (правила игры схожи с правилами игры «Третий – лишний», но лишь с той разницей, что участники не встают в круг, а располагаются по одному равномерно по всей игровой площадке в специально отведенных для этого отмеченных местах – «домах»).

Игры с использованием бега и бросков: «Мяч соседу» (правила игры создаются самими участниками игры постепенно с помощью учителя, а основные правила игры, касающиеся перемещения по площадке и способа взаимодействия, указаны в классификации игры и в ее названии). Варианты этой игры можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Игры с использованием бега: «Космонавты», «Пилоты» (описание игр также приведено в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства»).

Игры с использованием бега и прыжков: «Мышеловка» (варианты игры, аналогичной играм «Волк во рву» или «Невод», но, в отличие от них, на площадке устанавливаются несколько таких препятствий, через которые играющим придется перемещаться таким образом, чтобы «мышеловка», захлопнувшись, осталась пустой).

3-й класс

Упражнения в ходьбе

Перекат с пятки с подъемом на переднюю часть стопы. Ритмическая ходьба. Ходьба в полунаклоне. Ходьба с махом прямой ногой вперед, касаясь ладонями носка.

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег; бег с перепрыгиванием предметов. Бег с изменением скоростных параметров; бег с высоким подниманием бедра в упоре на месте; продвижение вперед с преодолением внешнего сопротивления, бег «в гору».

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); повторный бег «в гору» (с сохраняющимся интервалом отдыха).

Упражнения в прыжках

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 30–70 см): прыжок вперед – назад – вправо (влево) – влево (вправо) – назад – вправо (влево); прыжок назад – вперед – вправо (влево) – влево (вправо) – вперед – вправо (влево); прыжок вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад – влево (вправо) – назад – вправо (влево). Прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад; прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – назад – влево (вправо) – вперед; выполнение описанных упражнений многократно на точность и устойчивость, скорость, точность и равновесие; каскадное выполнение прыжков (3, 5, 7). Прыжки толчком двух ног, одной ноги, с поворотом на 90°, 180°. Прыжки в длину и в высоту с разбега на маты; прыжки в длину и высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»; прыжки в глубину и из глубины вверх, многоскоки, повторное выполнение многоскоков. Перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги и поворотом на 90°–180°; напрыгивание на скамью и спрыгивание с нее с поворотом на 180°. Прыжки на скамейке толчком двух ног с поворотом на 90°–180° и с приземлением на скамейку двумя ногами; прыжки через 2, 3, 4, 5 скамеек с 5 и 7–8 беговых шагов. Многократные прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с ноги на ногу – «шаги», на одной ноге – «скачки» на горизонтальной и наклонной дорожках. Опорные прыжки напрыгиванием через автомобильные шины, «грибки» способом «ноги врозь», выпрыгивание из приседа на одной ноге. Выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, с продвижением вперед; последовательное выполнение; в режиме «соперничества»: на минимальное количество на заданное расстояние; выпрыгивание в высоту до постоянных ориентиров.

Прыжки вверх-вперед толчком одной и обеими ногами о гимнастический мостик.

Броски и метание

Метание малого мяча правой или левой рукой из-за головы стоя на месте в цель (в стену, щит, вертикально весящий обруч, надувной шар и др.).

Броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами

Подвижные игры и игровые задания

«Салки с ленточками», «Защита укрепления», «Колесо», «Кто дальше бросит?», «Мяч на ловле», «Круговая охота» и др.

Игры с метанием мяча: «Защита укрепления» (игрокам, образующим круг или стоящим просто по периметру площадки, необходимо сбить либо выбить мячом расставленные в центре круга или площадки предметы, например кегли, пластиковые бутылочки, гимнастические булавы, большие резиновые мячи и т.д. Но их задача усложняется тем, что их броски отбивает любым способом защитник «крепости»); «Мяч на ловле» (в кругу, расположенном по центру игровой площадки, стоит водящий с мячом в руках, остальные играющие стоят по всей длине круга. По сигналу учителя водящий бросает мяч вверх, а это, в свою очередь, служит сигналом для игры остальным ее участникам. Они разбегаются по всей площадке и внимательно наблюдают за водящим, который, поймав мяч, пытается, не выходя из круга, попасть в них мячом. При точном попадании водящий получает помощника, который будет подавать ему мячи. В случае, если водящий не смог «запятнать» мячом одного из играющих, он сам может выбежать из круга, подобрать мяч, вернуться в круг и продолжить игру дальше).

Игры с использованием бега: «Салки с ленточками» (это аналог игры «Хвостики», но с одним лишь отличием: ленточки, которые закрепляются на поясе у игроков, имеют порядковое значение, зависящее от их цвета. Водящий сначала должен снять со всех убегающих например, красные ленты, и, пока это не будет сделано, нельзя снимать следующую – желтую ленту, а после нее и зеленую. Таким образом, после каждой смены водящего (их может быть несколько) подсчитывается количество очков, заработанных в игре: за красную ленту – 1 очко, за желтую – 3 очка, за зеленую – 5 очков); «Колесо» (4–6 групп играющих, равных по количеству участников, но не менее 3 человек в каждой, по своей расстановке на площадке образуют «велосипедное колесо»: каждая команда – «спица» колеса. Водящий бежит вокруг «колеса», останавливается около одной из команд, хлопает по плечу крайнего участника. Тот, в свою очередь, подает такой же сигнал впереди стоящему, а он – следующему, и так до последнего участника команды. Как только последний участник получит сигнал к игре, он бежит вдоль своей команды и далее по кругу. Все остальные участники вместе с водящим тоже бегут по кругу как можно быстрее, перегоняя друг друга, для того чтобы вернуться на прежнее место команды и не оказаться без места. Игроку, прибежавшему последним или не успевшему занять место в командной расстановке, предстоит исполнять роль водящего).

4-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба с различными движениями рук (прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт движениям ног; с одноименными/разноименными движениями ног и рук, с вращательными движениями одновременно обеих рук вперед или назад либо с одновременным вращением одной руки вперед, другой – назад и т.д.). Ходьба приставными, перекрестными шагами по предметам (набивным мячам, кубам), расположенным относительно друг друга равномерно или неравномерно по прямой/ломаной линии в соответствии с определенным рисунком (комбинацией).

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт, стартовое ускорение. Финиширование (набегание). Стартовое ускорение с места и с предварительного движения.

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на развитие скоростной выносливости (на дистанцию 100–300 м).

Прыжки

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м классе; перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°, прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку) с доставанием маховой ногой ориентира (подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки способом «перешагивание» (скамейка спереди) с доставанием рукой ориентира.

Прыжки через легкоатлетические барьеры в беге; прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди в продвижении вперед. Выполнение прыжков в длину на определенном отрезке («покрыть» расстояние наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки напрыгиванием и отталкиванием от гимнастического мостика через козла способом «ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение на колени в упор присев. Прыжки в длину способом «согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, прыжков с места с продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме «соперничества»: выполнение прыжковых упражнений в форме игровых заданий друг другу на точность исполнения (по способу выполнения прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на равновесие в удержании позы при приземлении, по комбинации прыжков и т.д.).

Броски и метание

Броски набивных мячей в высоком темпе из разных и.п. и различными способами (в серии – не менее 5 бросков).

Метание малого мяча из-за головы в заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5 серий по 10 бросков с чередованием отрезков метания мяча).

Подвижные игры и задания

Игры: «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!», «Захвати знамя!» и др.

Игры с бросками мяча: «Не давай мяч водящему!» (участники, стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч любым способом в произвольном порядке; водящий в центре круга старается перехватить передачу мяча).

Игры с использованием бега (командные): «Захвати знамя!» (на площадке для двух команд размечаются ее половины. Одна половина площадки для команды – «своя», а другая – «чужая». Количество играющих напрямую зависит от размеров самой площадки. На дальней границе «чужой» половины площадки стоит знамя, которое участники другой команды должны захватить и перенести на «свою» половину так, чтобы соперник на «чужой» половине не смог задеть его рукой. Каждая удачная попытка перенести знамя соперника на «свою» половину приносит зачетное очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)» (простые «Пятнашки», но с использованием уже командной тактики действий водящих в парах и тройках, требующие умения предварительно договариваться и предельно четко согласовывать свои действия в быстро меняющихся игровых ситуациях).

Игровые задания: «Подвижная цель» (броски малого мяча в передвигающиеся объекты. Ими могут быть мячи, которые перекатываются в разных направлениях и на разном расстоянии от бросающего мяч: например, мячи перекатываются навстречу бросающему игроку или от него, а также в других направлениях на некотором расстоянии от бросающего), а также другие объекты, в том числе и сами ученики – участники игры, которые, используя беговые и прыжковые упражнения, стремятся увернуться от мяча).

Более подробное описание игр дано в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал