Виды нагрузки по величине в спорте. Виды физических нагрузок в спорте. Анаэробные упражнения и способы их выполнения

Во время выполнения тренировочных нагрузок эненгообеспечение работающих мышц осуществляется тремя путями, в зависимости от интенсивности работы: 1)сгорание (окисление) углеводов (гликогена) и жиров при участии кислорода – аэробное энергообеспечение; 2)расщепление гликогена – анаэробно-гликолитическое энергообеспечение 3)расщепление креатинфосфата. В теории спорта и спортивной практике принята следующая классификация тренировочных нагрузок, в зависимости от их интенсивности и характера физиологических сдвигов в организме спортсмена, при выполнении соответствующей нагрузки:

1-я зона интенсивности – аэробная восстановительная («фоновые нагрузки»: разминка, заминка, восстановительные занятия);

2-я зона интенсивности – аэробная развивающая;

3-я зона интенсивности – смешанная аэробно-анаэробная;

4-я зона интенсивности – анаэробно-гликолитическая;

5-я зона интенсивности – анаэробно-алактатная.

Рассмотрим каждую зону интенсивности более подробно.

Первая зона интенсивности. Аэробная восстановительная. Тренировочные нагрузки в этой зоне интенсивности используются как средства восстановления после тренировок с большой и значительной нагрузками, после соревнований, в переходном периоде . Этой зоне соответствуют и так называемые «фоновые нагрузки».

Интенсивность выполняемых упражнений умеренная (около порога аэробного обмена). Частота сердечных сокращений (ЧСС) – 130-140 ударов в минуту (уд/мин.). Концентрация молочной кислоты в крови (лактат) – до 2-3 миллимолей на литр (Мм/л). Уровень кислородного потребления 50-60% от МПК (максимального потребления кислорода). Продолжительность работы от 20-30 минут до 1 часа. Основные источники энергии (биохимические субстраты) – углеводы (гликоген) и жиры.

Вторая зона интенсивности. Аэробная развивающая. Тренировочная нагрузка в этой зоне интенсивности применяется для выполнения упражнений большой продолжительности с умеренной интенсивностью . Такая работа необходима для увеличения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для поднятия уровня общей работоспособности.

Интенсивность выполняемых упражнений – до уровня порога анаэробного обмена , то есть концентрация молочной кислоты в мышцах и крови – до 20 Мм/л. ; ЧСС – 140-160 уд/мин. Уровень потребления кислорода от 60 до 80% от МПК.

Скорость передвижения в циклических упражнениях 50-80% от максимальной скорости (на отрезке, продолжительностью 3-4 секунды, преодолеваемого с хода с максимально возможной скоростью в данном упражнении). Биоэнергетическое вещество – гликоген.

При выполнении тренировочных нагрузок в этой зоне интенсивности применяется непрерывный и интервальный методы . Продолжительность работы при выполнении тренировочной нагрузки непрерывным методом составляет до 2-3 часов и более . Для повышения уровня аэробных возможностей широко используется непрерывная работа с равномерной и переменной скоростью .

Непрерывная работа с переменной интенсивностью предполагает чередование малоинтенсивного отрезка (ЧСС 140-145 уд/ мин.) и интенсивного отрезка (ЧСС 160-170 уд/мин.).

Применяя интервальный метод, продолжительность отдельных упражнений может составлять от 1-2 мин. до 8-10 мин. Интенсивность отдельных упражнений можно определять по ЧСС (к концу выполняемого упражнения ЧСС должна быть 160-170 уд/мин.). Продолжительность интервалов отдыха также регламентируется по ЧСС (к концу паузы отдыха ЧСС должна быть 120-130 уд/мин.). Применение интервального метода очень эффективно для увеличения способности к максимально быстрому развёртыванию функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методика проведения интервальной тренировки предполагает частую смену интенсивной работы пассивным отдыхом. Поэтому на протяжении одного занятия многократно «включаются» и активизируются до околопредельных величин деятельность систем кровообращения и дыхания, что способствует укорочению процесса врабатывания.

Непрерывный метод тренировки способствует совершенствованию функциональных возможностей кислородтранспортной системы, улучшению кровоснабжения мышц. Применение непрерывного метода обеспечивает развитие способности к длительному удержанию высоких величин потребления кислорода.

Третья зона интенсивности. Смешанная аэробно-анаэробная. Интенсивность выполняемых упражнений должна быть выше скорости порога анаэробного обмена (ПАНО), ЧСС – 160-180 уд./мин. Концентрация молочной кислоты в крови (лактат) до 10-12 м-м/л. Уровень потребления кислорода приближается к максимальному (МПК). Скорость выполнения циклических упражнений – 85-90% от максимальной скорости. Основное биоэнергетическое вещество – гликоген (его окисление и расщепление).

При выполнении работы в этой зоне, наряду с максимальной интенсификацией аэробной производительности, происходит значительная интенсификация анаэробно-гликолитических механизмов энергообразования.

Основные методы тренировки: непрерывный метод с равномерной и переменной интенсивностью и интервальный метод. При выполнении работы интервальным методом, продолжительность отдельных упражнений составляет от 1-2 мин. до 6-8 мин. Интервалы отдыха регламентируются по ЧСС (в конце паузы отдыха ЧСС – 120 уд/мин.) или до 2-3 мин. Продолжительность работы в одном занятии до 1-1,5 часов.

Четвёртая зона интенсивности. Анаэробно-гликолитическая. Интенсивность выполняемых упражнений составляет 90-95% от максимально доступной. ЧСС свыше 180 уд/мин. Концентрация молочной кислоты в крови достигает предельных величин – до 20 Мм/л. и более.

Упражнения, направленные на повышение возможностей гликолиза должны выполняться при высоком кислородном долге.

Решению этой задачи способствует следующая методика: выполнение упражнений с субмаксимальной интенсивностью с неполными или сокращенными интервалами отдыха, при которых очередное упражнение выполняется на фоне недовосстановления оперативной работоспособности.

Выполнение упражнений в этой зоне интенсивности может быть только интервальным (или интервально-серийным). Продолжительность отдельных упражнений от 30 секунд до 2-3 минут. Паузы отдыха неполные или сокращённые (40-60 сек.).

Суммарный объём работы в одном занятии до 40-50 минут. Основное биоэнергетическое вещество – гликоген мышц.

Пятая зона интенсивности. Анаэробно-алактатная.

Для повышения анаэробно-алактатных возможностей (быстроты , скоростных способностей) применяются упражнения продолжительностью от 3 до 15 секунд с максимальной интенсивностью . Показатели ЧСС в этой зоне интенсивности не информативны, так как за 15 секунд сердечно-сосудистая и дыхательная системы не могут выйти на свою даже околомаксимальную оперативную работоспособность.

Скоростные способности в основном лимитируются мощностью и ёмкостью креатинфосфатного механизма . Концентрация молочной кислоты в крови невелика – 5-8 Мм/л. Основное биоэнергетическое вещество – креатинфосфат.

При выполнении упражнений в этой зоне интенсивности, несмотря на кратковременность выполняемых упражнений (до 15 сек.), интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления креатинфосфата в мышцах (полные интервалы отдыха). Продолжительность пауз отдыха, в зависимости от продолжительности упражнения, составляет от 1,5 до 2-3 минут.

Тренировочная работа должна выполняться серийно-интервально: 2-4 серии, в каждой серии по 4-5 повторений. Между сериями отдых должен быть более продолжительный – 5-8 минут, который заполняется малоинтенсивной работой. Потребность в более продолжительном отдыхе между сериями объясняется тем, что запасы креатинфосфата в мышцах невелики и к 5-6повторению они в значительной мере исчерпываются, а в процессе более продолжительного междусерийного отдыха они восстанавливаются.

Продолжительность тренировочной работы в одном занятии в этой зоне интенсивности – до 40-50 минут.

В этом материале мы попробуем перечислить основные типы физических нагрузок с кратким описанием их особенностей. Материал предназначен для тех, кто только начинает разбираться в специфике спортивной физиологии.

Понятно, что влияние физических нагрузок на организм определяется целым набором факторов - амплитудой, скоростью (интенсивностью) движения, наличием или отсутствием отягощения, количеством и величиной задействованных мышечных групп. Остановимся на основных типах физической нагрузки.

1. Статическая или эксцентрическая нагрузка

Эксцентрическим движением называют движение, при котором мышца не сокращается, а, наоборот, удлиняется. Обычно это упражнения с сопротивлением или негативная фаза движения. Например, при сгибании рук на бицепс со штангой мышца сокращается, а при разгибании рук (обратная фаза) с той же штангой - статическая нагрузка.

Статической нагрузкой соответственно называют физической упражнение, которое фиксирует положение тела под нагрузкой без совершения движения.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ:

Статические позы выполняемые с усилием: позы йоги, планка всех видов, стойки в боевых искусствах, обратные движения со штангой (с акцентом на обратные фазы), скалолазание на трудность, болдеринг, и т.п.

  • Необходимо отметить, что именно этот тип физических нагрузок вызывает так называемую крепатуру мышц - боль в течение 1-3 дней после физической нагрузки.
  • Обратная фаза движения может выполняться и при большом числе повторений, так, например, упражнения «спуск по лестнице» могут вызвать жуткую крепатуру. Те, кто тренируется на тренажерах или на ровной поверхности, а потом выходят на соревнования по трейлраннингу - могут в полной мере оценить этот эффект.
  • Физические нагрузки статичсекого и эксцентрического характера развивают силу, но не ведут к значительному увеличению мышечной массы.
  • Большую роль в тяжелых упражнениях такого типа играет креатинин-фосфатная реакция - о ней подробнее ниже.

СОВЕТ. Включать статические упражнения и обратные как минимум в объеме - 5-10% от тренировочного времени, вне зависимости от вида спорта, которым вы занимаетесь (за исключением марафонов и очень длительных активностей).

2. Развитие максимальной силы

Повторения с большими (75-100%) от максимально возможного весами на 1-5 раз. Физические нагрузки такого типа являются основой для скоростно-силовых видов спорта - пауэрлифтинг и другие виды тяжелой атлетики, скалолазание.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ. Особенно эффективна эта методика тренинга для крупных мышечных групп и соответственно базовых тяжелоатлетических упражнений с большими весами: приседания со штангой на плечах, становая тяга, жим лежа, швунги из-за головы, тяга штанги в наклоне, рывок штанги в сет и т.п.

  • Основной механизм обеспечения таких спортивных нагрузок - максимально быстрое использование АТФ в мышечных волокнах, большую роль в которых играет креатин-фосфат, креатин-фосфатные реакции. Поэтому в рацион питания при активной физической деятельности такого типа имеет смысл включить эту пищевую добавку, как минимум 1-3 грамма непосредственно перед тренировкой.
  • Рост мышц при таких физических нагрузках будет заметен (при нормальном высокоуглеводном и высокобелковом) питании, но гораздо меньше, чем делать по 8-16 повторений с меньшими весами. Силовые тренировки не приводят к росту собственной массы. Кажется, что этот тип тренинга актуален для альпинистов и скалолазов, которым периодически приходится выполнять высокоамплитудные силовые движения.
  • Для больших мышечных групп требуется большой период восстановления - как минимум 4 дня между силовыми тренировками.
  • Между подходами также отдых должен быть значителен - 3-5 мин. Это нужно для того, что уровень креатинин-фосфата успевал восстановиться
  • Имеет смысл включать в тренировки альпинистов и большинства спортсменов

3. Гипертрофия скелетной мускулатуры

Физические нагрузки, выполняемые в течение 1-1,5 мин. с отягощением, позволяющим выполнить 8-16 повторений. При правильном питании это наиболее эффективный способ нарастить мышечную массу, что особенно активно применяется в бодибилдинге. Другое дело, что физические нагрузки такого типа редко встречаются в обычной жизни и видах спорта, отличных от бодибилдинга и особенного эффекта с точки зрения функциональных возможностей от этих упражнений, нет.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ: вся современная система бодибилдинга (родоначальником которой является Джо Вейдер - тренер чемпионов (с)) со множеством как базовых (приседания, жимы, тяги со свободными весами), так и изолированных (по заданной траектории на тренажерах) физических упражнений.

  • Физическая нагрузка такого типа приводит к стимулированию гормонального обмена и выработке в первую очередь тестостерона, поэтому после таких тренировок улучшается самочувствие, настроение, желаний жить, чего трудно достигнуть, например, при марафонском беге.
  • Это наиболее простой путь к достижению атлетического сложения, но только при условии правильного питания. Бодибилдеры обычно чередуют периоды «набора массы» и «сушки», характер физических нагрузок при которых радикально отличается.
  • Эти упражнения могут разогнать пульс (Частоту Сердечных Сокращений, сокращенно ЧСС) до 120-130 уд/мин, характер нагрузки аэробный (без существенного потребления кислорода)
  • В процессе выполнения упражнения происходит закисление организма, когда выработка лактата (молочной кислоты) в мышцах превышает его потребление - спортсмен чувствует ощущение жжения в мышцах и общую усталость

Принято считать, что максимальным ЧСС можно считать величину равную 220-возраст спортмена. Т.е. если спортсмену 35, то его максимальный ЧСС=220-35=185. Конечно, все зависит от уровня адаптации к физическим нагрузкам и индивидуальных особенностей, но для начального уровня вполне можно принять эту формулу. Существует целый ряд методик опредедения ЧССмакс и ПАНО (анаэробного порога), но на начальном уровне вышеописанной формулы вполне достаточно.

Анаэробной (ну т.е. анаэробно-аэробной) считают физическую нагрузку от циклических упражнений (одно движение выполняется много раз, типа бега) на ЧСС= 80-95% от ЧСС макс. Примерно на пульсе 170-175 уд/мин.

Вышеописанные типы спортивной нагрузки являются анаэробными, однако и циклические виды спорта (когда одно движение повторяется много раз - бег, плавание, лажи, велосипед, конькобежный спорт) позволяют добиться анаэробной нагрузки при выполнении их на большой скорости с большой амплитудой.

ПРИМЕРЫ: скоростной бег от 100 м до 3 км на скорости близкой к максимальной, другие циклические нагрузки продолжительностью 0,5-15 мин.

  • Нагрузки такого типа трудны для выполнения и не рекомендуются начинающим;
  • Физическая актвиность на анаэробном пороге требует длительного периода восстановления между тренировками, для спортсменов любителей - это должно быть мин 2-4 дня.
  • Тренированность такого типа «спадает» быстрее всего, поэтому обычно акцент функциональных анаэробных физических нагрузках особенно актуален в предсоревновательный период. В периоды базового тренинга лучше сконцентрироваться с одной стороны на аэробных нагрузках, а с другой стороны на силовой базе.

5. Черная дыра в тренинге

Физическая нагрузка, обычно циклического типа, на ЧСС на уровне от 75 до 85% от максимальной (условно от 150 до 170) является «черной дырой» в тренинге, т.е. по сути неэффектвиной тратой времени. Дело в том, что при таком пульсе уже включается эффективый гликолитический обмен (расходуется гликоген, запасенный в мышцах и печени спортсмена), а расходование жиров (т.н. липидный обмен) сокращается, но при этом и для полноценного функционального тренинга этого мало. При этом ощущения спортсмена таковы: с одной стороны от чувствует, что «тренируется», с другой стороны, ему «терпимо тяжело». Именно поэтому большинство неопытных спортсменов любителей тратят на эту физическую активность максимум своего времени, а это очень неэффективно с точки зрения результата.

Нужно либо проводить длинные тренировке на более низком пульсе, что укреплять капиллярную систему и развивать липидный обмен, либо наоборот уходить в более высокие пульсовые зоны или силовую физическую активность.

Аэробная физическая нагрузка до уровня 65-70% от ЧСС (+-130 уд/мин) для средних людей и спортсменов любителей считается легкой и может выполняться долго (больше часа) - применяется спортсменами для восстановления и для начинающих.

Нагрузка же в диапазоне 70-75% от ЧСС максимального (+-140 уд/мин) является максимально эффективной для развития аэробной базы, т.е. способности организма выполнять физические нагрузки с максимальным потреблением кислорода.

  • Такого рода циклические тренировки как бег, велосипед, плавание в аэробном диапазоне имеет смысл проводить более 40 мин, а лучше более 1 часа, т.к. чем дольше длится тренировка, тем большую роль играет липидный обмен (энергопитания за счет расщепления жиров, а не гликогена).
  • Опять же для стимулирования липидного обмена и жиросжигания на тренировках не рекомендуется принимать пищу ни во время, ни сразу перед или после нагрузки.
  • Если говорить про пищевые добавки, то опять же в целях жиросжигания и стимулирования сердечной мышцы имеет смысл обратить внимание на L-carnitine.
  • Существуют сложные методы определения ПАНО (порога анаэробного обмена) и соответственно пульсовой зоны, однако для начинающих определить аэробную физическую нагрузку легко - свободно дышать носом. Если это затруднительно и невозможно не открыть рот, то вы вышли из нужной зоны (вошли в черную дыру тренинга) и нужно замедлиться.
  • Такого рода длинные физические нагрузки должны быть основой в базовые периоды тренинга, т.к. выносливость долго тренируются и долго сохраняется, а в предсоревновательный и соревновательный периоды аэробная активность должна занимать гораздо больше времени.

Понятие«нагрузка» является одним из основных для характеристики средств и методов спортивной тренировки. Выполнение любого физического упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя, «загружает» органы и сис-темы, является«надбавкой» . Вызывая расходование резервных возможностей организма и утомление, нагрузка тем са-мым стимулирует рост работоспособности: в восстановительном периоде работоспособность спортсмена не только восстанавли-вается, но и сверхвосстанавливается. Важно при этом ограничить величину нагрузки уровнем, предохраняющим организмот перетренированности.

- это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения(или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей.

- суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха и раз­личных средств, ускоряющих процессы восстановления: пита­ние, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д. Основ­ными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, являются ее объем, интенсивность и характер восстановления организма спортсменов.

- специфичность, определяется соответствием ко­ординационной структуры движений особенностям функцио­нирования основных систем организма, характеристиками со­ревновательной деятельности. Специфическая нагрузка явля­ется следствием применения специально-подготовительных упражнений. При выборе специфических нагрузок необходи­мо ориентироваться не только на внешнюю форму движений, но и на характер координационной структуры, особенности функционирования мышц, вегетативные реакции.. По этим признакам нагрузки классифицируются на специфичес­кие и неспецифические, а упражнения - на соревнователь­ные и вспомогательные;

- направленность, соответствующую развитию отдельных двигательных способностей, совершенствованию техни­ко-тактического мастерства, психической подготовленности и т.д. Воздействие нагрузки может быть избирательным и ком­плексным. Направленность нагрузки определяется особеннос­тями применения и сочетания продолжительности и характера отдельных упражнений, интенсивности их выполнения, про­должительности и характера пауз отдыха, количеством уп­ражнений в отдельных занятиях, их частях, микроциклах и т.д.;

- продолжительность , определяющую длительность упражнений - от нескольких до десятков минут и часов (марафон). Она определяется спецификой вида спорта, зада­чами отдельного упражнения или его комплекса. Варьирова­ние продолжительности и скорости выполнения совершенст­вует энергообеспечивающие механизмы: кратковременное вы­полнение упражнений, но с большей скоростью повышает анаэ­робную производительность; продолжительная работа, но с невысокой скоростью - аэробную.


- интенсивность , определяющую силу воздействия на­грузки. Она характеризуется количеством работы, выполнен­ный в единицу времени: скорость, частота движений, величи­на отягощения и т.д. Интенсивность тесно взаимосвязана со скоростью движения в циклических видах, плотностью игры в спортивных играх, поединков и схваток - в единоборствах.

- отдых , обеспечивающий восстановление работоспособ­ности после нагрузки. При одной и той же нагрузке разная продолжительность упражнений и активный или пассивный отдых между ними приводит к неоднозначному тренировоч­ному эффекту. Длительность отдыха предусматривает сле­дующие типы интервалов:

а) полные, обеспечивающие восстановление работоспособ­ности к началу очередного упражнения;

б) неполные , когда очередное упражнение выполняется в момент работоспособности, близкой к дорабочему уровню. Неполные интервалы находятся в пределах 60-70 /о вре­мени, необходимого для восстановления работоспособнос­ти;

в) сокращенные , когда очередное упражнение выполняется на фоне сниженной работоспособности;

г) удлинение , когда упражнения повторяются в промеж­уток времени, в 1,5-2 раза превышающий длительность восстановления работоспособности.

Объем тренировочной нагрузки - суммарное количество тренировочной работы, характеризуемое длительностью и чис­лом повторений всех воздействий в занятии. Он измеряется временем выполненной работы, общей длиной преодолевае­мых отрезков, количеством занятий, тренировочных дней, стар­тов и т.д. Например, в плавании объем тренировочных уп­ражнений на суше учитывается в часах, а объем работы на воде - в километрах.

По характеру нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические, локальные, частичные и глобальные;

по величине - на малые, средние, значительные (окологгредельные), большие (предельные);

по направленности - развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, координационные, выносливость, гибкость) или их компоненты (например, алактатные или лактатные анаэробные возможности, аэробные возможности), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и др.;

по координационной сложности - выполняемые в стереотипных условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, или связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;

по психологической напряженности - предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсменов.

Выделяют также нагрузки по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов подготовки, макроциклов, тренировочного года.

Различают отдельные тренировочные и соревновательные упражнения, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммар­ные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов трени­ровки, макроциклов, а также нагрузки тренировочного года.

Соревновательные нагрузки учитывают количество сорев­нований и стартов в них. Так, в течение года бегуны на средние дистанции стартуют до 60 раз, пловцы - около 130 раз, велосипедисты-трековики - в пределах 170, а у шос-сейников - более 100 соревновательных дней.

Величина тренировочных и соревновательных нагрузок ха­рактеризуется с внешней и внутренней стороны. отражает суммарный объем работы. Это общий объем работы в часах, объем бега, плава­ния, гребли и т.д. в километрах, количество тренировочных занятий и соревновательных стартов. Из этого числа опреде­ляют частные объемы нагрузки, например процент интенсив­ности, соотношение работы для развития качеств и способ­ностей, средства общей, специальной и другой подготовки.Для оценки внешней нагрузки используют такие показате­ли, как темп движений (Т), скорость (V), время преодоле­ния отрезков и дистанций (t), величину отягощений (F) и т.п.

характеризуется реакцией организ­ма на выполняемую работу. При этом об объеме нагрузки судят по степени активности функциональных систем: время двигательной реакции, время выполнения одиночного движе­ния, значения и характер развиваемых усилий, биоэлектри­ческая активность мышц, частота сокращений сердца, частота дыхания и ударный объем кровообращения, потребление кис­лорода, скорость накопления и количество лактата в крови.

Соотношение внешней и внутренней нагрузки зависит от квалификации, уровня подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, вза­имодействия двигательных и вегетативных функций.

В подготовке спортсменов различают (по величине) малую, среднюю, зна­чительную и большую нагрузки

Под нагрузкой в ФВ и спорте понимают воздействия на человека извне или изнутри, нарушающие равновесное состояние (гомеостаз) организма.

Различные виды нагрузок представлены на рисунке 22.

Кроме этого принято делить все виды нагрузок на внутренние и внешние.

Внутренней нагрузкой называют реакцию организма исследуемого на выполнение физических упражнений. Контроль за внутренними нагрузками может осуществляться по показателям суммарного пульса нагрузки, количества потребляемого кислорода, объему энергозатрат (количество килокалорий) и т.д.

это физические упражнения, выполняемые спортсменом.

Внешние нагрузки делят на тренировочные и соревновательные.

Контроль за тренировочными нагрузками заключается в ежедневной регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок. Их много, но наиболее информативны следующие характеристики:

1. Объем нагрузки . Это все физические упражнения, выполняемые за определенный промежуток времени. Основными показателями объема нагрузки являются:

а) количество тренировок в микроцикле;

б) количество тренировочных занятий в макроцикле;

в) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность.

2. Величина нагрузки - количество упражнений или работы, выполняемой за определенный срок в конкретных единицах. Величина нагрузки измеряется объемом нагрузки - общим количеством упражнений или энергозатратами. Величина нагрузки определяет степень воздействия упражнений на организм человека и может быть определена двумя способами:

а) через величину механической работы, выполненной спортсменом;

б) по показателям функциональных реакций организма на эту работу (при этом важна не только интенсивность реакции, но и их длительность).

В теории спорта величина нагрузки определяется как произведение ее объема на интенсивность. В практике вычислять величину нагрузки простым перемножением объема на интенсивность нагрузки нельзя. Используют другие показатели. Одним из них является показатель, характеризующий затраты энергии при выполнении упражнений. Кроме того величину нагрузки упражнений можно оценивать по сумме сердечных сокращений, регистрируемых у спортсмена во время их выполнения.

Величины нагрузки классифицируются как большие, средние и малые. Существует несколько критериев нагрузок, пригодных для всех видов спорта (они же информативны для оценки объема нагрузки). Это тренировочные дни, тренировочные занятия, тренировочные часы, коэффициент специализированности нагрузок.

3. Интенсивность нагрузок - это количество упражнений, выполненных в единицу времени, или количество энергозатрат в единицу времени. Интенсивность нагрузки определяется отношением объема нагрузки (работы) ко времени ее выполнения по формуле:

Где: I - интенсивность нагрузки;

W - объем нагрузки;

- промежуток времени, затраченный на выполнение работы.

При контроле за тренировочными нагрузками используются графики планирования объема и интенсивности (рис. 23).

Главная задача тренера - подобрать оптимальное соотношение объема и интенсивности применяемой нагрузки.

4. Направленность нагрузки - это оценка воздействия упражнения на формирование тренировочного эффекта по конкретным физическим качествам (направленность на развитие быстроты, силы и т.д.). Она проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие разных двигательных качеств.

Направленность упражнений на развитие двигательных качеств зависит от того, с помощью какого метода они выполняются. В практике спорта наиболее употребительны следующие методы:

а) непрерывный равномерный метод, интенсивность которого равна, ниже или выше соревновательной;

б) непрерывный переменный метод, средняя интенсивность которого также может быть равна, выше или ниже соревновательной;

в) повторный метод.

Для классификации упражнений по направленности (по их влиянию на развитие двигательных качеств) используют показатели срочного тренировочного эффекта (СТЭ). К ним относятся: изменение силовых и временных значений техники, частота сердечных сокращений, потребление кислорода, концентрация молочной кислоты в мышцах и крови, концентрация мочевины в моче и крови и т.п. Эти показатели измеряются либо при выполнении упражнений, либо сразу же по их окончании.

Воздействие нагрузки на СТЭ обусловливается:

1) значениями компонентов упражнения;

2) методом их выполнения;

3) уровнем физической работоспособности спортсменов.

При этом учитываются следующие компоненты упражнения:

1) длительность выполнения;

2) интенсивность выполнения;

3) количество повторений (серий) упражнения;

4) длительность интервалов отдыха между упражнениями;

5) характер отдыха.

Задавая определенные значения компонентам упражнения, тренер стремится получить должный срочный тренировочный эффект.

Контроль направленности нагрузки упражнений как раз и заключается в определении того, насколько реальный СТЭ соответствует запланированному. Изменение значения какого-либо компонента сказывается на величине и направленности СТЭ.

5. Специализированность нагрузки - это степень соответствия рассматриваемого тренировочного упражнения соревновательному, или мера сходства любого тренировочного средства с соревновательным упражнением.

Эта характеристика нагрузки предусматривает распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от их сходства с соревновательными. В результате все тренировочные средства подразделяются на специализированные и неспециализированные.

Специализированные обладают наибольшим тренирующим воздействием и используются как средства специальной подготовки.

Неспециализированные используются как средства общей подготовки, их специфический тренировочный момент менее значителен.

К специализированным относят упражнения (биомеханические, биохимические, физиологические и другие), показатели которых имеют сходство с аналогичными показателями соревновательных упражнений. Таким образом, оценка меры специализированности упражнений проводится по результатам биомеханического, физиологического и биохимического анализа, общая схема которого такова:

а) исследование структуры соревновательного упражнения;

б) исследование структуры тренировочного упражнения;

в) сравнительный анализ структур.

Чем выше совпадение, тем выше мера специализированности.

Специализированность упражнений определяется также по соответствию механизмов энергообеспечения соревновательного и тренировочного упражнений. Так, специализированными по отношению к легкоатлетическому спорту будут прыжковые упражнения и упражнения с отягощениями, выполняемые в максимальном темпе; в обоих случаях энергия поставляется за счет анаэробных механизмов энергообеспечения.

Информативным критерием является коэффициент специализированности нагрузки, который определяется как отношение частного объема специализированных упражнений к общему объему нагрузки:

Например, объем тренировочной нагрузки - 656 часов, объем специализированных упражнений - 412 часов, Ксп.=62,8%. Контролируя тренировочную деятельность с помощью этого коэффициента, можно проследить динамику специализированности упражнений на разных этапах подготовки спортсмена.

6. Сложность нагрузки (координационная и психологическая) характеризуется возможностями спортсмена удовлетворять требованиям, которые возникают перед ним в связи с выполнением упражнения.

Сложность нагрузки учитывается преимущественно в видах спорта с большим объемом технических приемов и тактических действий (гимнастика, спортивные игры, спортивные единоборства и т.п.). В таких видах спорта используется много разных специализированных упражнений.

Критерии сложности упражнений в различных видах спорта разные. В игровых видах спорта критерии сложности следующие:

а) соответствие цели тренировочного упражнения цели соревновательного;

б) объем и степень разносторонности технико-тактических действий;

в) состояние спортсменов и т.д.

Выполнение координационно сложных упражнений приводит к возникновению так называемой психической напряженности. Внешними ее проявления являются скованность движений, искажение техники, тактические ошибки, внутренними - повышение значений физиологических, биохимических показателей.

Методы контроля за психической напряженностью специфичны и зависят от устойчивости психики спортсмена, а также от факторов, обусловливающих координационную сложность упражнений.

Различают соревновательную нагрузку и нагрузку соревновательного упражнения.

При соревновательной нагрузке контролю подлежит количество соревнований и стартов, в которых принимал участие спортсмен на различных этапах подготовки.

При контроле за нагрузкой соревновательного упражнения учитываются ее физические и физиологические показатели.

Соревновательная нагрузка измеряется следующими характеристиками:

1) количество соревнований в каждом из этапов тренировки;

2) количество стартов на этих соревнованиях.

В разных видах спорта объемы соревновательной нагрузки различны. Так, в спортивных играх соревнуются 50-100 раз, в фигурном катании 7 – 10 раз. Для современного спорта характерна тенденция роста соревновательной нагрузки. При этом соревнования становятся важной формой подготовки спортсмена.

Результаты контроля соревновательной нагрузки используют для оценки длительности удержания состояния, которое называется спортивной формой (однако информативность такого критерия не велика).

Тема: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ

План лекции:

1. Понятие о нагрузке, классификация нагрузок

2. Основные компоненты нагрузки

3. «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки

Литература: 1. Платонов, в ОС; 2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ

Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя.

это воздействие физических упражнений на организм занимающихся, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Степень напряжения организма.

В спортивной практике нагрузки подразделяются по следующим признакам:

По своему характеру:

- «тренировочные»

- «соревновательные»

- «специфические» (близкие по характеру к соревновательным)

- «неспецифические» общеразвивающие (направленные на всестороннее развитие организма спортсмена).

– прибавочная стоимость функциональной активности организма при выполнении тренировочных упражнений.

- это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связана с выполнением соревновательной деятельности.

Рост спортивных дости­жений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и прак­тики спорта.

По величине:

Средние

Значительные (околопредельные)

Большие (предельные)

В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют:


Аэробная

Анаэробная

Смешанная (аэробно-анаэробная)

Основные компоненты нагрузок:

Ø Характер работы

Ø Интенсивность

Ø Характер отдыха

Ø Продолжительность интервалов отдыха

Характер работы. Все упражнения имеют свое воздействие на организм. Глобальное воздействие – в работе участвуют 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.

Объем работы. Понятие «объем» - суммарное количество работы, выполняемое за время отдельного упражнения или серии упражнений. Показатели: время, затраченное на выполнение упражнений, его протяженность, выраженные в часах, километрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стартов, элементов, прыжков, схваток, игр.

Интенсивность работы. Понятие «интенсивность» - величина прилагаемых усилий, сила воздействия в момент упражнений, напряженность. Показатели: скорость, темп движений, величина отягощений, мощность выполнения, ЧСС.

Характер отдыха. Активный отдых и пассивный. При активном отдыхе – спортсмен паузы отдыха заполняет дополнительной деятельностью. При пассивном – спортсмен не выполняет никакой работы. Комбинированный отдых.

Продолжительность интервалов отдыха.

- короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал , усиливает воздействие очередной нагруз­ки, поскольку работа выполняется на фоне неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, со­храняющейся от предшествующей нагрузки;

- «ординарный» интервал, или «полный» , достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или позволяет использовать по­вторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее пара­метров;

- максимальный интервал отдыха, или «сверхвосстановления» , создающий условия для ра­ботоспособности, предоставля­ет возможность для увеличения очередной нагрузки.

Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компо­нента тренировки, когда он организован в соот­ветствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее не­отъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.

Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:

1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем

самым позволяет повторно исполь­зовать их;

2) служит одним из средств оптимизации эффекта на­грузок.

Тренировочную и соревновательную нагрузку можно охарактеризовать с «внешней» и «внутренней» стороны. «Внешняя» сторона нагрузки - это пространственное построение движения и динамические (усилия, механическая работа, мощность) характеристики движения в границах объема и интенсивности. Её показатели: объем работы в часах, в километрах, серии, подходы, величина отягощения, темп движений, скорость.


«Внутренняя» сторона нагрузки - характер изменений происходящих в отдельных системах организма человека; в дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, зрительной, вестибулярной, чувствительной и опорно-двигательной. Её показатели: ЧСС, ЧД - частота дыхания, ПК – потребление кислорода, количество лактата в крови и др.

В спортивной практике для правильной оценки величины нагрузок отдельных занятий могут использоваться относительно простые, но достаточно объективные показатели: окраска кожи, сосредоточенность спортсмена, качество выполнения им движений, настроение, общее самочувствие.

Симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки

(непосредст-ые изменения)

Показатель

Восст-ый период после чрезмерной нагрузки

Окраска кожи

легкое покраснение

сильное покраснение

очень сильное

покраснение

бледность, сохраняющаяся в течение нескольких дней

Движение

уверенное выполнение

увеличение

ошибок, снижение

точности движений, появление

неуверенности

нарушение

координации, вялое выполнение движений, явные ошибки

бессилие в следующем занятии

Сосредоточенность

полное внимание при рассказе и объяснении упражнений

невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость

нервозность

невнимательность неспособность к исправлению движений после 24 и 48 ч отдыха, не сосредоточение во время умственной работы

Общее

самочувствие

жалоб нет, выполняются все нагрузочные задания

слабость в мышцах, затрудненное дыхание, снижение работоспособности

тяжесть в мышцах, головокружения, тошнота

Готовность

к движениям

стойкое желание продолжать тренировки

пониженная активность, стремление к большим паузам, снижение готовности продолжать работу

желание полного покоя, прекращение тренироваться

нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера

Настроение

приподнятое радостное оживленное

«приглушенное» но радостное радость по поводу следующей тренировки

возникают сомнения в смысле тренировки

подавленность сомнения продолжается поиск причин для отсутствия на тренировке

ТЕМА: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Раскрыть понятия «нагрузка», «тренировочная нагрузка», «соревновательная нагрузка»;

2. Классифицировать нагрузку по характеру;

3. Классифицировать нагрузку по величине (% воздействия, решение задач);

4. Определить время восстановления в зависимости от величины нагрузки;

5. Классифицировать нагрузку по направленности;

6. Назвать основные компоненты нагрузки;

7. Раскрыть компонент нагрузки «характер упражнений»;

8. Раскрыть понятие «объем нагрузки» (определить его показатели);

9. Раскрыть понятие «интенсивность нагрузки» (определить её показатели);

10. Определить типы интервалов отдыха;

11. Классифицировать отдых по характеру;

12. Сформулировать функции отдыха;

13. Раскрыть понятие «внешняя» сторона нагрузки;

14. Раскрыть понятие «внутренняя» сторона нагрузки;

15. Определить критерии нагрузки (объективные, субъективные);

16. Уметь контролировать и дозировать нагрузки (на примере избранного вида спорта);

17. Описать симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки.

Преподаватель _____________//

Тема: Утомление и восстановление при мышечной деятельности

План лекции:

1. Динамика работоспособности при мышечной деятельности

2. Диагностика утомления

3. Динамика восстановительных процессов

4. Средства восстановления

Литература: 1. Платонов, в ОС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ; 5. Ильинич, В. И. ФК

В результате применения нагрузки происходит приспособление всех систем и органов организма, тем самым расширяются их функциональные возможности, в результате чего увеличивается работоспособность и улучшаются физические качества.

Динамика работоспособноси при напряженной мышечной деятельности:

1. Период предрабочего возбуждения нервной системы – настройка организма на осознанное выполнение той или иной работы.

2. Период врабатывания – налаживается стереотип движений, активизируются отдельные системы организма - неодновременно. Наблюдается прирост ЧСС на первых минутах выполнения нагрузки. Продолжи­тельность данного периода находится, в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы : чем она интенсивнее, тем длительнее врабатывание. Период врабатывания обычно короче у спортсменов, адаптированных к данной работе, а также у спортсменов высокой квалификации, которых отличают надеж­ные и одновременно лабильные связи двигательных и вегетатив­ных функций. Достаточно сказать, что спортсмены высокого класса, адаптированные к применяемым упражнениям, достигают мак­симальных для данной работы показателей потребления кисло­рода уже через 60-90 с, а спортсменам II и III спортивных раз­рядов для этого часто не хватает 5-6 мин.

3. Процесс устойчивого состояния – наступает после окончания периода врабатывания. Достигается согласованность всех функций организма, работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности. Данное состояние нарушается вследствие развития утомления.

4. Процесс утомления – характеризуется возрастанием напряженности деятельности функциональных систем организма, а затем наблюдается снижение работоспособности.

Утомление – это вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы, приводящий к снижению её эффективности.

Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и тойже работы, в замедлении реакций и скорости переботки информации, затруднении процесса соредоточения и переключения внимания и других явлений.

Принято различать ТРИ вида утомления:

w Скрытое утомление – существенного изменения структуры движения, снижение рабостопособности не наблюдается. Определить достаточно сложно. Процекает за счет компенсирующих процессов (резервов). Постепенно происходит исчерпание функциональных резервов организма и достигают своих максимальных величин при переходе скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности.

w Явное утомление – проявляющееся снижением работоспособности. Данный вид утомления не сложно определить благодоря наличию явнях признаков.

w Неопредолимое - характеризуется невозможностью выполнять заданный режим работы и отказам от выполнения работы в задонном режиме.

Скорость развития процесса утомления зависит от индивидуальных возможностей спортсменов, и от сте­пени тренированности, и от характера нагрузки, и от других факторов.

5. Восстановление – процесс, происходящий в организме, который заключающийся в постепенном возвращении к исходному уровню актив­ности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительны­ми перестройками в его системах.

Восстановительный период – это время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы.

Динамика восстановительных процессов:

Фаза относительной нормализации - наступает после окончания выполнения упражнения, ряд показателей возвращается к исходному уровню, если мы не выполняем следующее упражнение.

Фаза суперкомпенсации – характеризуется явлением получившее название «суперкомпенцация» и «сверхвосстановление».

Фаза затухания следовых процессов – происходит убывание запасов гликогена в организме, утрачивается прибавка в мышечных структурах, начинают угасать возникающие в ходе упражнения рефлекторные связи. Самое главное нужно строить систему занятий таким образом, что бы каждое очередное занятие начиналось до наступления этой фазы.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный аспект для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности.

Средства восстановления определяются степенью выраженности утомления.

К настоящему времени спортивной наукой и передовой практикой накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления: дана классификация восстановительных средств, обоснованы основные принципы их использования, выделены определенные средства восстановления и их комплексы в отдельных видах спорта. При этом рекомендуется использовать большой перечень восстановительных средств:

Ä Педагогические (позволяющие управлять работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами с помощью эффективно организованной мышечной деятельности; подбор и сочетание в процессе занятий средств и методов тренировки, разнообразие нагрузок).

Ä Медико-биологические (к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты, физио - и гидропроцедуры, различные виды массажа, прием белковых препаратов, спортивных напитков, бани-сауны, кислородные коктейли, электростимуляция). Действие этих средств направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление витаминного баланса, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышение иммунной активности, тем самым облегчения естественного течения процессов восстановления, повышение защитных сил организма, его устойчивости по отношению к действию различных неблагоприятных и стрессовых факторов. Восстановление спортсменов в ходе учебно-тренировочного процесса, после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения.

Ä Психологические (аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, самовнушение, с их помощью снижается нервно-психическая напряженность, быстрее восстанавливается нервная энергия)..

Отдых. Более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности , т. е. активным отдыхом.

Главным тезисом планирования восстановительных процессов является то, что средства восстановления планируются параллельно с нагрузкой!

ТЕМА:

Утомление и восстановление
при мышечной деятельности

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Раскрыть понятия «утомление», «восстановление»;

2. Описать динамику работоспособности при мышечной деятельности;

3. Классифицировать виды утомления;

4. Выделить субъективные и объективные признаки при диагностике утомления;

5. Описать динамику восстановительных процессов (по фазам);

6. Определить современные средства восстановления, применяемые в процессе подготовки спортсменов;

7. Выделить средства восстановления, применяемые в ходе учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта;

8. Раскрыть средства восстановления, применяемые после перенесенных трав, заболеваний, перенапряжений;

9. Назвать педагогические средства восстановления, определить их роль в управлении работоспособности спортсменов.

10. Определить действие медико-биологических средств восстановления;

11. Раскрыть психологические средства восстановления;

12. Назвать главный тезис планирования восстановительных процессов.

Преподаватель _____________//

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gordey-gym.ru» — Gordeygym - Спортивный портал